Короткие фильмы из длинной жизни

Опубликовано: 15.01.2007, 16:36 Автор:
Тематика: Resource id #16
Короткие фильмы из длинной жизни Перед нами Сальвадор Дали, покрывающий модель взбитыми сливками на пустынной улице Манхэттена. На другом LCD-мониторе в противоположном конце галереи застенчиво улыбается в камеру Джеки Кеннеди. Рядом с ней на крохотной сцене группа Velvet Underground выступает на своем первом шоу. На следующем мониторе – Джон и Йоко скачут вокруг огромной кровати, празднуя день рождения.

Фильмы транслируются на 10 экранов в модной галерее Maya Stendhal Gallery в Челси. Там же мы видим похожего на эльфа человека, одетого во все черное, если не считать оранжевых деталей на кроссовках.

Это Йонас Мекас (Jonas Mekas) – кинорежиссер, импресарио, поэт и критик, создавший эту своеобразную экспозицию на тему «Кто есть кто в американском искусстве андеграунда». Уже около 50 лет Мекас таскает свою камеру по Нью-Йорку, снимая короткометражные фильмы о себе и своих друзьях (см. видеоролик).

Тогда как большинство из этих друзей – Энди Уорхол (Andy Warhol), Стэн Брекхедж (Stan Brakhage), Аллен Гинзберг (Allen Ginsberg) – переселились в новые апартаменты на небесах, Мекас продолжает творить и изобретать.

1 января, через неделю после своего 85-летия, Мекас запустит свой новый проект: сериал длиной в год. Каждый день в 2007 году он будет размещать очередной короткометражный фильм на своем веб-сайте. Он надеется, что поклонники киноискусства будут смотреть их на своих iPod’ах.

То, что Меркас продолжает оставаться на переднем рубеже кинематографа, неудивительно. Его называют то крестным отцом, то повивальной бабкой американского независимого кино.

Почти за четверть века до появления проекта Sundance его Ассоциация кинематографистов Film-Makers Cooperative предоставляла режиссерам – авторам фильмов – возможность демонстрировать и распространять свои работы. Мекас разместил офис этой организации в собственной квартире, а сам спал под звукомонтажным столом, так как жилище заполнилось коробками с кинопленкой.

За 40 лет до того, как Марк Кьюбан стал распространять свои идеи по низвержению Голливуда, Мекас уже призывал аудиторию поддерживать новые формы кинематографа.  «Расстреляйте всех сценаристов, - писал он в своей популярной рубрике в журнале Village Voice, - и мы еще сможем увидеть возрождение американского кинематографа».

Мекас открыл первый кинотеатр в Нью-Йорке, специализирующийся на показе независимого кино, организовал влиятельный журнал, посвященный теории киноискусства, и стал самым знаменитым в городе киноблоггером, публикуя в своем блоге огромное количество отснятого материала о взрывном и творческом нью-йоркском андеграунде 60–70-х годов.

Мекас, спустя много лет по-прежнему говорящий с  сильным литовским акцентом, дал интервью изданию Wired News о перспективах, открывшихся с появлением цифрового кинематографического оборудования.

 

Wired News: Как появилась идея создать 365 фильмов за 365 дней?

Йонас Мекас: У меня накопилось множество отснятых материалов. Я снимаю на камеру свою жизнь и жизнь своих друзей, где бы я ни был, с 1987 года. Это 20 лет видеозаписей, тысячи и тысячи часов. Я не знал, что с ними делать. Я смонтировал один фильм. Но на этом пока все и закончилось.

Большинство из моих записей состоят из фрагментов длиной 1-2 минуты. Это что-то вроде хокку, наброски. У меня их тысячи. И начиная с 1 января я буду создавать по фильму в день. Возможно, на одну треть фильм будет состоять из старых материалов, а остальная его часть  – из новых.

 

WN: У вас есть какие-то готовые сюжеты?

Мекас: Нет, нет, нет. Я просмотрю что-то из старых материалов и отберу то, что можно использовать. Но что касается нового материала, я предпочитаю не загадывать наперед. Это будет абсолютно непредсказуемый проект. Это меня в нем и привлекает.

 

WN: Вы использовали 16-миллиметровую пленку в течение 30 лет до того, как перешли на видео. Вы могли бы описать разницу между съемками на цифровую камеру и обычную?

Мекас: Несколько лет назад я преподавал в колледже Cooper Union, вел курс под названием «Абсолютная и прекрасная взаимосвязь между технологиями, содержанием и формой кино» (The Absolute and Beautiful Interrelationship Between Technology, Content and Form of Cinema). Как только вы меняете технологию – переходите с пленочной камеры на цифровую или с 8-миллиметровой камеры на 16-миллиметровую – вы полностью меняете содержание кино.

При съемке на  восьмимиллиметровую камеру лист на дереве будет состоять из 4 зерен. Так что эффект будет очень импрессионистским, почти как на картинах Жоржа Сера. При переходе на пленку в 16 миллиметров благодаря технологии вы получаете изображение, состоящее из сотни зерен. Картинка становится более детальной, более натуралистичной.

Некоторые камеры тяжелее, их нужно устанавливать на штатив. Другие столь малы, что их можно спрятать в карман, - есть места, где лучше пользоваться именно такими камерами, чтобы не потревожить кого-нибудь и не нарушить атмосферу. 

 

WN: В 50-х годах Стэн Брекхедж мечтал о том, что в каждом доме появится 16-миллиметровый проектор и семьи выключат телевизоры и начнут смотреть независимое кино.

Мекас: Это была мечта и середины 60-х, когда появилась кинопленка формата Super 8. Все режиссеры подумали: «Теперь мы сможем снимать фильмы и показывать их миру». Этого не произошло. Процесс все еще был слишком сложен.

В 1967 г. в Соединенных Штатах было 9 миллионов камер Super 8. Люди снимали свадьбы и путешествия. Чаще всего их использовали один раз – может быть, во время медового месяца, после чего они отправлялись пылиться в чулане.

 

WN: Вы полагаете, цифровое видео и Интернет смогут помочь воплотить в жизнь мечты 60-х? Смогут ли инновационные фильмы переманить аудиторию от голливудского кино к независимому?

Мекас: Да, они уже это делают. Еще не всегда на iPod, но уже на DVD. Коллекция фильмов Брекхеджа, выпущенная компанией Criterion, продается тысячами экземпляров. Возможно, это не вполне соответствует его представлениям о том, как их следует показывать, но фильмы хорошего качества.

Раньше, через Ассоциацию кинематографистов, независимое кино можно было показать в трех местах в Нью-Йорке – фильмы увидели бы 50 или 300 человек. И это все. Сейчас можно обменяться фильмами с кем угодно.

 

WN: Но большинство режиссеров хотят, чтобы их фильмы демонстрировались большой аудитории.

Мекас: Все меньше и меньше. Кино может быть личным, индивидуальным. Книги пишутся для всех и каждого и публикуются миллионными тиражами. У каждого есть свой экземпляр. Они доступны всем. Это не уменьшило ценность и значимость литературы. То же самое можно сказать и о фильмах.

 

WN: То есть вы не боитесь, что просмотр фильмов на плеерах iPod и компьютерах уничтожит культуру походов в кино, просмотра фильмов в кинотеатре в обществе других людей?

Мекас: Такой подход тоже имеет право на существование. Послушайте, ведь чтобы воочию увидеть прекрасные картины, скажем, эпохи Ренессанса, вам придется поехать во Флоренцию. Сколько человек действительно могут это сделать? Я таких почти не знаю. Я видел только репродукции. Но и репродукции дают  немало.

Я сам впервые увидел великие творенья западной цивилизации в старших классах школы в Латвии, на плохих черно-белых репродукциях, отпечатанных на ужасной бумаге. И многие годы это было для меня искусством. Но эти убогие черно-белые репродукции дали мне нечто очень важное.

Когда я, наконец, увидел оригиналы, они дали мне ненамного больше. Я уже прочувствовал их суть. То же самое и с видео. Можно показывать фильм на большом экране в зале на 300 человек – это одно. Но можно получить то же самое и на маленьком экране.

У Георга Мачунаса (George Maciunas) был телевизор Sony с 6-дюймовым экраном. Экран был очень маленький, почти как у плеера iPod.  Он смотрел вестерны и боевики, все что угодно. Я сказал ему: «Георг, купи что-нибудь побольше». Он сказал: «Этого достаточно».

Так что я сидел и смотрел. В какой-то момент я забыл о размерах. Фильм совершенно увлек меня. То же самое было бы в престижнейшем зале Radio City Music Hall. О размере забываешь. Это как смотреть в микроскоп – все, что в тебе есть, можно увидеть в небольшом количестве ДНК.

 

WN: Вы смотрите фильмы в Интернете?

Мекас: Нет, у меня нет времени что-то смотреть. Я создаю фильмы. Я очень увлечен своими делами. Я стараюсь быть в курсе новостей, но у меня так мало времени.

 

WN: Вы представляете, каково сейчас молодым режиссерам экспериментального авторского кино?

Мекас: Сейчас для них замечательное время, ведь они могут мгновенно представлять свои работы миру и тут же получать отзывы. Это было просто невозможно в 50-е, 60-е, 70-е и 80-е годы.

 

WN: Но ведь сейчас производится столько «макулатуры». У кого хватит терпения отделить зерна от плевел?

Мекас: Самые сильные работы, фильмы которые хочется смотреть вновь и вновь, выживут. Это естественный отбор в кинематографе. Останется только лучшее. Вы же не думаете, что то, что можно сегодня увидеть на сайте YouTube, кто-нибудь вспомнит лет через пять?

Нам Джун Пайк (Nam June Paik) посмеивался над режиссерами: «Ваши фильмы превратятся в прах через несколько лет». Потом выяснилось, что видеопленка живет 7-8 лет. То же самое и с DVD – у них ограниченный срок службы. Технологии исчезнут. Только то, что людям действительно нравится, будет перенесено на другие носители. И это очень хорошо.

 

WN: Вы говорили о 9 миллионах камер Super 8 60-х годов. В наши дни еще большее число людей используют цифровое видео. Как Вы думаете, все эти создатели фильмов изменят кинематограф?

Мекас: Я упомянул эту цифру – 9 миллионов – в разговоре с (режиссером Пьером Паоло) Пазолини (Pier Paolo Pasolini) в Париже в 1968 г., во время студенческой революции. «Может, с их камерами и получится что-то интересное, - сказал я. - Эти камеры могут изменить природу коммуникаций». А он сказал: «Печатных машинок больше, чем камер. Разве это изменило мир? Спровоцировало эту революцию?».

 

WN: Но цифровые камеры все же оказывают какое-то влияние.

Мекас: Да, определенно. Новые технологии приносят больше денег, чем старые.


WN: Цифровые камеры и возможность редактировать изображение помогают изменить и форму?

Мекас: Содержание изменяется вместе с технологией.

 

WN: В чем уже проявились эти изменения?

Мекас: Кеннет Энгер (Kenneth Anger) – у него больше времени на чтение, чем у меня, – прислал мне несколько отрывков, в которых говорится о буме короткометражного кино. Статья с первой полосы воскресного выпуска L.A. Times. Так что, может быть, короткометражных фильмов станет больше. Люди идут туда, где можно получить больше денег. Если короткометражное кино будет иметь успех, они будут им заниматься. За этим интересно наблюдать.

 

WN: Помогут ли Интернет и цифровое видео сделать экспериментальное кино более жизнеспособным?

Мекас: Да, да. Но это время еще не пришло. Брекхедж умер, и теперь его фильмы, наконец, продаются, их смотрят. Но все деньги, которые сейчас приносят его фильмы, появились не тогда, когда были ему нужны. Так и с большинством режиссеров. Для них все уже слишком поздно.

Что касается меня самого, я не жду денег. И мечта в 60-е годы была совсем не о деньгах. Кинорежиссеры хотели, чтобы больше людей увидели их фильмы.


WN: Может быть, вам удастся добиться этого с помощью вашего нового сериала из 365 фильмов.

Мекас: Моя мечта не имеет ничего общего с желанием выйти на более широкую аудиторию. Главное в проекте 365 – это непредсказуемость. Мне любопытно, что станется с этой авантюрой. Я только знаю, что в итоге у меня будет 365 фильмов.

Источник: Wired News


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100
интерактивное оборудование доски