ICANN запустила доменный конвейер

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Смирнов Федор Рубрики: домены
Тематика: gTLDICANNдоменыдот-хаосРегтайм
ICANN запустила доменный конвейер

В минувший четверг западные СМИ взорвались заголовками о предстоящем "дот-хаосе", "бешеном разрастании Интернета" и "золотой лихорадке". Причиной такой эмоциональности  стала процедура запуска новых доменов общего пользования (gTLD), которую Совет директоров ICANN утвердил 26 июня. Новые правила тщательно и вдумчиво обсуждают уже несколько лет, но эффектная презентация сделал свое дело. Читатели, не слишком хорошо владеющие темой, могут, чего доброго, действительно поверить в то, что Интернет планируется перевернуть с ног на голову.

Обзавестись собственной доменной зоной вроде COM и NET в скором будущем сможет любой желающий. ICANN готова рассматривать самые сумасбродные заявки, причем в достаточно короткий срок. Что в итоге? Пользователи окончательно заблудятся среди тысяч доменных зон, количество судебных исков возрастет, а домейнеры, вложившие немалые деньги в популярные gTLD, попросту разорятся.

К счастью, нарисованная картина очень далека от действительности. Как "конвейерное" производство доменных зон отразится на российском рынке? Стоит ли ожидать появления gTLD "отечественного разлива", которым будет суждено подвинуть RU, SU и запланированную .РФ?

Любой каприз - за ваши деньги

Проект "новые gTLD", на самом деле, обсуждается уже несколько лет, и прошлая неделя не внесла в него серьезных содержательных изменений. Скорее, ICANN приложила некоторые усилия к предварительному "пиару" светлого будущего. Напомним, что первая партия доменов общего пользования появилась в 1984 году. В то время никто и не помышлял о сотнях и тысячах доменных зон. Предполагалось, что выделенного количества будет достаточно, "появление новых маловероятно". Следующий раунд доменного производства был запущен в 2000 году - результатом стали еще семь доменов: INFO, BIZ, NAME, COOP, MUSEUM, AERO и PRO. Пять лет спустя список расширили за счет десятка спонсируемых зон, а затем стали подумывать об ускоренной обработке заявок, прозрачных критериях отбора и прочей демократизации процесса.

Результатом стал нынешний "черновик", представленный в Париже на прошлой неделе. Теоретически подать заявку может кто угодно - от крупной корпорации до сообщества пользователей. Регулятор останется прежним - комиссия за рассмотрение заявки. Суммы пока называются самые различные. Президент ICANN Пол Туми говорит о шестизначных взносах, которые, вероятно, будут несколько выше для самых нетерпеливых. Оплаченная заявка будет проходить многоступенчатую проверку: нововведение не должно влиять на стабильную работу DNS, соответствовать техническим и бизнес-критериям. Расширенный экзамен на следующем этапе будет включать в себя проверку предложенной "строки" на уникальность, отсутствие правовых конфликтов, оскорбительных конотаций и возражений со стороны интернет-сообщества.

Если за новенький домен тягаются два заявителя, победителя выберут путем сравнительного анализа, либо в ходе аукциона. В самой ICANN эту инициативу называют не иначе как "самым широкомасштабным расширением Интернета за последние 40 лет". Фантазии на тему тысяч и даже десятков тысяч новых доменных зон подогревают и слова Пола Туми: "Потенциал здесь огромен. Это отражает совершенно новый для людей способ самовыражения в Сети. Невероятный рост в сфере онлайновой "недвижимости".

Демократия с запахом анархии?

Среди потенциальных потребителей новых gTLD назывались мировые брэнды вроде Coca-Cola, Nestle или Microsoft. Сергей Шариков, директор компании "Регтайм", прогнозирует хороший рост за счет этого сегмента. "Это позволит крупным компаниям с миллионными маркетинговыми бюджетами получить собственные домены и защитить себя от киберсквоттеров", - считает он. Кстати, на парижской конференции уже успели посчитать, что в этой группе вряд ли наберется даже одна тысяча желающих. Потенциально в отдельных gTLD могут быть заинтересованы несколько сотен самых-самых компаний.

Дмитрий Денискин (компания "Вебдрайв") напомнил об "экономическом факторе", который автоматически отфильтрует поток заявителей. "Те, кто говорят о предстоящем "дот-хаосе", видимо,  забывают о технической поддержке и маркетинге, - поделился он своими соображениями. - Очевидно, что новые правила на руку компаниям, специализирующимся на услугах поддержки реестра доменов - Afilias, Neulevel. Мало создать собственный домен верхнего уровня - для того, чтобы конкурировать и зарабатывать на нем, нужно, чтобы его поддержали не только домейнеры. В домене должны быть работающие сайты, а не зеркала одноименных доменов в COM".

Он сомневается, что предложение ICANN вызовет большой энтузиазм у транснациональных компаний. Для офлайновых игроков регистрация отдельного gTLD обернется большим бюджетом и сомнительной выгодой, для интернет-порталов это чревато борьбой с киберсквоттингом. "Из онлайновых гигантов на ум приходит Google. Скажем, если Google приобретет домен .google и переведет свои сервисы на него - search.google, reader.google, maps.google, то им обязательно нужно будет занять домены вида searchgoogle.com, search-google.com, плюс подобные домены в национальных зонах", - добавил Дмитрий Денискин.

Относительно "прихода" gTLD в Россию мнения экспертов разделились. Если продолжить аналогию с брэндами, то собственный домен мог бы зарегистрировать, например, "Яндекс", превратившись в регистратуру доменной зоны .YANDEX. Сергей Шариков считает такое развитие событий вполне вероятным. По его словам, новые gTLD могут быть и кириллическими, что дает очередной шанс зоне .РУ. В схватке за IDN TLD, как известно, победил домен .РФ, который может появиться уже в следующем году.

"Я более чем уверен, что многие крупные регистраторы, а также представители крупного бизнеса воспользуются данной возможностью", - прокомментировал новую инициативу ICANN Александр Панов, глава "Гарант-Парк-Телекома" (регистратор R01). Дмитрий Денискин настроен менее оптимистично. Нынешние 1,5 млн. доменов в зоне RU по мировым меркам - смешная цифра. В Рунете пока не сформировались условия, при которых "теснота" в национальном домене может привести к появлению .MOSCOW.

Одна горилла и тысяча мартышек

На презентации "доменного конвейера" один из участников назвал зону COM "восьмисотпудовой гориллой", с которой не смог конкурировать ни один из двух десятков нынешних доменов общего пользования. Тем не менее, падение цен в "старых" gTLD остается одним из основных опасений. Даже если пользователю будут доступны не тысячи, а лишь сотни доменных зон, останутся ли вложения в COM и NET столь же выгодными?

Сергей Шариков полагает, что снижение возможно, но в долгосрочной перспективе - ввод и "раскрутка" новых gTLD займут 5-10 лет. В R01 снижение доходности COM в этом случае считают неизбежным. При этом вряд ли стоит ожидать сильного падения ставок - достаточно взглянуть на отечественные примеры RU и SU.

"Ввод доменов INFO, BIZ, TRAVEL, PRO показал, что COM только дорожает. Таким образом, я не вижу причин, чтобы традиционные доменные зоны дешевели с вводом новых", - считает Дмитрий Денискин.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100