Пародия на e-ticket: теперь бесплатно

Опубликовано: 27.06.2008, 15:11 Автор: Смирнов Федор Рубрики: финансы
Тематика: e-ticketGazeta.Ruржд
Пародия на e-ticket: теперь бесплатно Электронный билет последние два года остается модной темой. Периодически мелькают сообщения об инициативах отдельных перевозчиков, тысячах счастливых пассажиров и сэкономленных рублях. Совсем недавно такими успехами хвастались, в основном, авиакомпании, однако к середине года активизировалась и железная дорога.

Главная новость – об отмене странной комиссии за оформление e-ticket – почему-то не слишком заинтересовала отраслевые СМИ. Возможно, потому, что инициатива РЖД до сих пор не имеет никакого отношения к электронному билету.

Благие намерения: теория и практика

Все электронные начинания железной дороги, современные по своей сути, отличала одна неприятная особенность. Реализация превращала красивую концепцию во что-то искусственное и формальное. Бронировать билеты через Интернет пассажиры могли еще в 1997 году, когда разговоры об e-ticket даже не велись. За выбранными на сайте местами приходилось, разумеется, отправляться в кассу. Несколько лет спустя железнодорожники вообще отказались от онлайнового бронирования – из-за мошенников, оформлявших билеты на чужие фамилии, и хакеров-вирусов, которыми угрожала АСУ «Экспресс» связь с внешним миром.

Восстановленная через несколько лет, услуга так и осталась «ненастоящей». На сайте можно было приглядеть свободные места, но их получение пользователю никто не гарантировал. Специалисты из туриндустрии утверждали, что до оформления бумажного билета такая «бронь» запросто может «уйти» через кассы, особенно если места были последними.

В мае 2006 года РЖД проводит презентацию «электронного билета», который планировалось обкатать в сообщении между Петербургом и Москвой. С точки зрения пассажира, этот вариант мало отличался от традиционных визитов в кассу. Выбор маршрута, поезда, места осуществлялся им самостоятельно, через сайт, там же производилась и оплата по банковской карте. В поезд попадали только те, кто располагал бумажным билетом, поэтому пользователям приходилось оформлять его перед поездкой, на специальных стойках.

Из экспериментальной фазы железнодорожный e-ticket выбрался только через год. Тогда РЖД торжественно объявила о запуске «электронного билета» на всех направлениях. Постепенно стойки «Электронный билет» появились не только в столицах, но и в десятке крупных российских городов, остальные пассажиры могли получить бумажный аналог в обычной кассе. Система осталась прежней: онлайновое бронирование, онлайновая оплата и офлайновое стояние в очереди в надежде на адекватность кассира и его дружбу с новыми технологиями. К этому следовало добавить комиссию в 143 рубля.

В конце 2007 года появилась информация о занятном эксперименте, способном порадовать пассажиров. На том же Октябрьском направлении один из вагонов поезда был оборудован мобильными сканером и принтером. Это означало, что пассажиры наконец-то могли являться со своими распечатками, минуя кассы, прямо к проводнику, который и оформлял билет.

За удовольствие денег не берем

В начале июня исчезла досадная комиссия, однако все остальные условия остались прежними. К чести разработчиков, нужно упомянуть, что альтернативы походам в кассу были предусмотрены. Например, мобильные киоски, подключенные к базе данных АСУ «Экспресс-3», или превращение проводников в билетных кассиров. Оба этих варианта плохо подходят для глобального запуска «электронного билета», поскольку оснастить всем необходимым оборудованием вокзалы и поезда по всей России быстро не получится.

За год продвижения e-ticket через Интернет было продано более 250 тысяч билетов. Цифра сама по себе впечатляющая, если не сравнивать ее с прошлогодним объемом перевозок – 109 млн. пассажиров. Самым активным покупателям «электронных билетов» от 26 до 35 лет, причем 67% из них составляют мужчины. Как сообщает «Коммерсант», в РЖД прорабатываются разные варианты развития. В частности, есть идея организации продаж через Транспортно-клиринговую компанию, по талонам. Пассажир сможет найти терминал по раздаче таких талонов недалеко от своего дома, а обменять талон на билет на вокзале, до отправления поезда.

Если вернуться к реалиям дня сегодняшнего, что означает отмена комиссии за e-ticket для «интернетизированных» пассажиров? Обладателям банковских карт «электронный билет» помог бы сэкономить время, потраченное на стояние в очередях. В его нынешней реализации пассажиру действительно не придется дважды приезжать на вокзал (за билетом и для посадки в поезд), однако РЖД рекомендует обладателям распечаток появляться в кассовом зале заблаговременно. И не зря: если на станции нет специальной стойки, пассажиру придется отстоять общую очередь в кассу. В некоторых случаях лучше потратить время на поездку за билетом, чем прибыть на вокзал за 1-2 часа до отправления, особенно если поезд отходит, скажем, в пять утра.

Засады для законченных оптимистов

Блогеры по-разному оценивают эту подешевевшую с июня услугу РЖД. Одни с ликованием рассказывают, как сократили время оформления с 40 минут до трех, благодаря специальной стойке для оформления e-ticket. Другие делятся впечатлениями о «совковом» обслуживании, а третьи – выкладывают целые списки «неочевидных засад» для пассажиров.

Даже беглое знакомство с информацией на сайте дает представление о некоторых ограничениях. Так, «электронный билет» совершенно нельзя переоформить, вам не удастся сделать заказ на группу более четырех пассажиров. Наконец, оформленный через Интернет билет нельзя сдать в кассу по распечатке. При возврате деньги зачисляются на банковский счет, со всеми вытекающими задержками и комиссиями. Получить же «твердую копию» e-ticket можно только в кассах РЖД, поэтому, например, в Киеве об этом придется забыть.

«Это не электронный билет, а услуга по бронированию обычного билета, - заявляет один из читателей Gazeta.Ru. - И больше ничего! Сэкономить здесь не получится, так как конкуренцией здесь не пахнет».


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100