Интернет-сообщества 2008: вы ничего не пропустили

Опубликовано: 22.02.2008, 18:49 Автор: Смирнов Федор Рубрики: лица
Интернет-сообщества 2008: вы ничего не пропустили Очередное мероприятие из списка отраслевых событий, который с каждым годом становится все длиннее, получилось не слишком успешным. Вчера московский «EXTROPOLIS на Тверской» был под завязку набит публикой, которая демонстрировала интерес к интернет-сообществам. Многообещающая конференция «Интернет-сообщества 2008» оказалась, на мой взгляд, отличной иллюстрацией тому, что происходит на рынке социальных сервисов Рунета.

Разговор на модную тему привлек толпы участников, которые не могли вместить маленькие залы-трансформеры. Люди с горящими глазами перетекали из одной аудитории в другую, штабелями выстраивались вдоль стен и в проходах. Народ терпеливо вслушивался в тихие и сумбурные речи докладчиков, в надежде услышать что-нибудь полезное. Повезло, судя по всему, не многим. Хотя формально, конечно, получился «полный аншлаг».

Пахучая «Мамба» и элитарный Зоненашвили

На открытии, когда в залах еще не ощущалось радостной тесноты, организаторы пообещали максимально демократичный формат и всяческую свободу самовыражения. Это было в точности исполнено. Похоже только, что тусовочный формат не оправдал себя для серьезного обсуждения интернет-сообществ.

Для затравки был организован небольшой брифинг с участием «звезд» социального Рунета. Предполагалось, что журналисты, блогеры и рядовые слушатели будут атаковать «гуру» немыслимыми вопросами, а те – блестяще на них отвечать. Эксперты были подобраны что надо: от Руслана Паушу (Гоблин Гага) и Михаила Зоненашвили (Top4Top) до Никиты Шермана («Мамба») и малоизвестного в российской Сети Алекса Нерста (Fring).

Последний сразу же заявил, что мобилизация социальных сервисов произойдет в Рунете уже в этом году. Подразумевался, в первую очередь, сам Fring, который вывел в телефон основные IM-сервисы и планирует добавить к ним социальные сети. Наталья Моисеенкова (издатель RB.ru) напомнила про отечественную Jamango и про популярность WAP-порталов в регионах, обусловленную более низкой стоимостью трафика.

Распоряжаться маленьким бюджетом представители самых известных интернет-сообществ не умеют. Как потратить 1000 долларов на раскрутку проекта – участники брифинга ответить затруднились. Михаил Зоненашвили предложил вернуть их инвестору, а Наталья Моисеенкова - пригласить какого-нибудь premium-блогера в ресторан. На блокировку социальных сервисов работодателями их представители реагируют адекватно, «Мамба» предлагает «отключенным» пользователям WAP-версию в качестве альтернативы. Сервисы знакомств, по мнению Никиты Шермана, вообще не хранят персональных данных, а вычислять людей по фотографиям – пока еще слишком трудоемкая задача. Объединения интернет-сообществ в единую структуру ожидать не приходится, однако интеграция вполне возможна. И даже интеграция «Мамбы» в национальные проекты, ориентированные на подъем рождаемости в стране.

Не обошлось и без короткого обсуждения «портала для интеллектуалов». Господин Зоненашвили с невозмутимым лицом оценил январскую аудиторию Top4Top в 300 тысяч пользователей, помножив московские данные Gallup на два. Что касается флэша, от которого с самого начала стонут потенциальные «интеллектуалы», так это и есть забота о самих же юзерах – без ошибок сделать такую красоту в шестой версии нельзя, поэтому ставьте девятую. На всякий случай он повторил самую главную мысль в позиционировании портала: Top4Top с массовыми сервисами не конкурирует, ему нужна элитарная аудитория. А во сколько обходится кумир российской телеинтеллигенции - Дмитрий Дибров – не сообщил.

Гоблин Гага высказал свое мнение по поводу теории социального графа, озвученной на Google Code Day. Пока этому прожекту недостает стимула, материального, либо какого-нибудь иного. Он предположил, что часть интернет-ресурсов может быть внутренне заинтересована в участии, другую же часть – можно продавить «силовым подходом» (например, парсить HTML).

Самым оригинальным был признан вопрос про то, когда же «Мамба» освоит древний канал – научится передавать запахи. На это Никита Шерман посоветовал принюхиваться друг к другу в офлайне, а не за монитором компьютера.

Монетизация: а при чем здесь WebMoney?

«Самая ходынка начнется, когда все рванут на «Монетизацию», - предположил один из собеседников во время кофе-брейка. И не ошибся: перед закрытыми дверями в зал образовалось немаленькое столпотворение из жаждавших узнать, а где же в сообществах деньги.

Единственный более-менее вменяемый доклад прочитал Никита Шерман, президент «Мамбы». Это, наверное, тоже по-своему логично: дейтинговые сервисы закрепились в своей нише, выстроили бизнес-модель и получают стабильный доход. Оборот в $300 млн., EBITDA 43% - показатели радужные, поскольку в сообществе были созданы необходимые условия монетизации: набрана критическая масса юзеров, отсутствует коллективное общение, есть внятная мотивация. Самой популярной услугой среди пользователей остаются поднятие анкеты, игра в «лидера», «карусель» и VIP-аккаунт. По словам докладчика, ради публикации своего сообщения в специальном блоке на сайте пользователи иногда готовы заплатить и 500 долларов. В итоге они ощущают себя популярными, самодостаточными и элитарными.

Тарас Ткачук из РА «Соль» вещал уже более пространно. Дескать, у LiveJournal.com есть традиционные и нетрадиционные источники доходов. К первым можно отнести медийную рекламу, ко вторым – вирусное распространение информации и создание контента. В дальнейшем аудитории была сумбурно представлена программа Brand2you, когда рекламодатель, к которому блогер обещает быть лояльным, оплачивает его аккаунт.

 

Руслан Чачанов сообщил, что в LiveInternet.ru, в отличие от ЖЖ, рекламу отключить невозможно, зато все сервисы бесплатны для пользователей. По его словам, LiveJournal.com когда-то прилагал силовые методы по отношению к своим пользователям, благодаря чему LiveInternet.ru не только догнал, но и обошел конкурента.

Александр Лысковский (Alawar) рассказал о рынке казуальных игр, который в России составил уже $10 млн. Как и в случае с «Мамбой», подсевшие на игры пользователи оплачивают их преимущественно с помощью SMS. Средняя стоимость игры составляет $6 (привязана к среднему остатку на счете), разработчику из них остается $3,5. Это суммой он готов на равных делиться с партнером, в итоге сайтовладелец или блогер может получать в среднем по 1 центу с каждого посетителя.

Завершалась секция совсем уж странно – про интернет-сообщества начали вещать представители платежных систем. Наталья Чанышева, PR-директор WebMoney, поведала всем, что пессимистично настроена относительно монетизации социальных сервисов. Вообще же монетизация идет, независимо от того, что мы об этом думаем. Остальное содержание доклада сводилось к перечислению достоинств ПС WebMoney.

Наиля Замашкина (MoneyMail) предлагала собравшимся «не играть на чужом поле», то есть не собирать деньги пользователей самостоятельно. Хотя пафос секции, по мнению многих, должен был сводиться как раз к тому, где же и как же эти деньги, собственно, взять. Не очень помог в этом и Александр Шашкин (Online Market Intelligence), который платит пользователям за участие в онлайновых опросах.

Блоги – это СМИ для запугивания журналистов

Туман не рассеялся и на секции, посвященной маркетингу в интернет-сообществах. Представитель «Билайна» Константин Максимюк применяет ЖЖ-сообщество telecom_press для «построения» отраслевых журналистов. Раньше им нечего было бояться, кроме звонка обиженного пиарщика, а теперь их гнусности станут известны всему узкому кругу, в том числе, и потенциальным работодателям. По его словам, блог де-факто является СМИ, поэтому аккуратные воздействия в этом направлении способны принести некоторые плоды. Никаких цифр представлено не было. Речь шла лишь об отдельных экспериментах, например, борьбе со «злыми силами» (негативными постами и комментариями) в Интернете. Он добавил также, что убедить руководство использовать потенциал социального Рунета в целях PR не всегда просто.

 

Почти ничего об эффективности корпоративного блога не получилось узнать и из доклада Алены Маковой (издательство «Манн, Иванов и Фербер»). Идея блога была реализована в мае прошлого года, с тех пор сотрудники полюбили туда писать, иногда из желающих даже выстраивается очередь. Посещаемость находится в пределах 100-250 человек. Есть ли измеряемая выгода для бизнеса? Нет, скорее, это чисто имиджевый ход.

 

Нана Куликова, пресс-атташе проекта «Одноклассники.ру», представила участникам конференции проект «Звезды на Одноклассниках», который планируется запустить, вероятно, с 1 апреля. Идея стара: выделить бедным celebrities, которых простые смертные нещадно клонируют, специальные аккаунты «со звездочками», где они смогут даже размещать какие-нибудь новости. Облагодетельствовать «звезд» социальная сеть намерена совершенно бесплатно, якобы, для снятия собственной головной боли.

 

***

Последний доклад убил всякую надежду на успешное завершение конференции. Винить одних лишь организаторов было бы тоже неверно: возможно, странный характер большинства докладов и отсутствие конструктивных обсуждений можно объяснить молодостью и «перегретостью» самого сегмента. Интерес есть, инвестиции – тоже. Зато нет ясности в том, куда идем и что в итоге получим. Остается, вслед за одним из участников «Интернет-сообществ 2008», надеяться на значительные улучшения к 2009.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100