"Яндекс" разглядел регионы и ужаснулся

Опубликовано: 24.12.2007, 17:47 Автор: Смирнов Федор Рубрики: прогнозы

Тот факт, что российские регионы бесконечно отстают от Москвы, и не только по уровню проникновения Интернета – уже давно для всех очевиден. Последние два года об этом не перестает говорить РОЦИТ, теперь к этой миссии подключился «Яндекс», опубликовавший собственный отчет о бедственном положении регионального Рунета. Похоже, нестоличная аудитория достигла тех размеров, которые позволяют крупным интернет-компаниям ее заметить - ведь совсем недавно доминирование Москвы и Санкт-Петербурга мало кого беспокоило.

Аналитики «Яндекса» честно предупреждают, что не претендуют на оригинальность. Регионы серьезно проигрывают столицам по уровню развития Интернета. Аналогичная пропасть обнаруживается между крупными городами и периферией – небольшими населенными пунктами, сельской местностью и т.д. Эта картина всем хорошо знакома и понятна. Авторы исследования попытались обрисовать ситуацию во всех семи федеральных округах, с опорой на основные числовые показатели. Кроме уровня проникновения и числа доменов, таковыми были признаны – состояние блогосферы, покупательская активность в онлайне и деятельность интернет-СМИ.

В результате прописная истина: «в регионах с Интернетом все не очень хорошо» - приобрела более конкретные очертания. Центральный округ, на который приходится 17% российских пользователей, по большинству показателей отстает от среднего уровня, особенно если не учитывать особый случай – Московскую область. Лидер по уровню проникновения – Северо-Запад (31%) - оказался самым пассивным регионом: местные блогеры и онлайновые СМИ демонстрируют довольно вялую активность. Приволжские города – Самара, Пермь, Казань, Уфа, Нижний Новгород – попали в первую десятку самых интернетизированных городов. Абсолютным же лидером оказался Урал с центром в Екатеринбурге – этаким городом мечты регионального пользователя. В Екатеринбурге отмечается высокая концентрация блогов и покупателей интернет-магазинов, намного превосходящая «норму». Сибирь и Дальний Восток выглядят на его фоне достаточно бледно, разве что малочисленные дальневосточные интернет-СМИ оказываются на поверку гиперактивными.

Итоговое резюме все равно получается безрадостным: москвичи в 16 раз активнее ведут себя в интернет-магазинах, в 11 раз опережают провинциалов в блогосфере и 7 раз – обставляют по числу доменов. Каких-то дополнительных выводов или рекомендаций к действию в исследовании не содержится, однако для многих они очевидны.

Пару недель назад «Яндекс» рассказал о строительстве региональной сети, которая приблизит сервисы портала к местной аудитории. С учетом региональной специфики это решение кажется разумным: цены на доступ в большинстве областей очень далеки от московских, поэтому бесплатный «Яндекс» - это уже серьезное конкурентное преимущество. С увеличением проникновения Интернета в столицах неизбежно встает вопрос о пределах роста, поэтому интернет-компаниям, вольно или невольно, приходится брать на себя роль популяризаторов Сети в регионах.

До этого на региональных проблемах специализировался РОЦИТ. По итогам «Интернет-марафона» совместно с исследовательской компанией «ГфК-Русь», им был подготовлен отчет «Развитие Интернета в регионах РФ». Его выводы основываются, в основном, на экспертных оценках по нескольким параметрам: инфраструктура доступа, развитие интернет-сервисов, просветительская деятельность, образование ИКТ и др. По этим данным, Екатеринбург обошел даже Питер, в первой пятерке самых интернетизированных городов оказались также Новосибирск, Казань и Нижний Новгород. Из интересных заключений можно назвать хотя бы установленное отсутствие связи между проникновением Интернета и уровнем заработной платы по региону. Также отмечается, что показатели технической базы важны, но определяют статику, а не динамику развития Интернета в регионах.

В ИК «Финам» доступ в Сеть считают одним из основных препятствий в развитии регионального Интернета. «Основная проблема - монополизированность рынка, на котором, как правило, доминирует одна крупная компания (чаще всего, МРК), устанавливающая высокие цены. На фоне относительно невысоких доходов населения это приводит к снижению темпов роста проникновения, а также к тому, что региональные пользователи ориентируются на локальные ресурсы с бесплатным трафиком», - охарактеризовал ситуацию Владислав Кочетков, пресс-секретарь инвестиционного холдинга.

Он добавил, что в ближайшее время именно регионы станут основным направлением для роста доходов интернет-компаний. Поэтому декабрьская «региональная экспансия Яндекса» - стратегически правильная линия. «Этот тренд развития очевиден, так что все лидеры рынка так или иначе будут реализовывать региональные программы. Кроме того, нельзя исключать создания союзов интернет-компаний и провайдеров, осуществляющих региональную экспансию, в частности, «Комстара» и «Голден Телекома», - считает Владислав Кочетков.

Михаил Чеканов, эксперт Rambler Media Group, признал отсутствие реальной конкуренции между федеральными провайдерами в регионах основной проблемой регионального Интернета. Говоря о «региональной линии» в исполнении «Рамблера», он заметил: «Разумеется, у нас есть определенные планы в этом направлении, но об аналогичной экспансии (как в случае «Яндекса» - прим. ред.) я бы не стал говорить».


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100