С Интернета по нитке…

Опубликовано: 17.12.2007, 15:11 Автор: Смирнов Федор
С Интернета по нитке…

Растущая коммерциализация Рунета вовсе не отменяет социальной природы Сети. Лучшим тому подтверждением являются общественно-значимые интернет-проекты, ориентированные не на извлечение прибыли, а на бескорыстную помощь. Интернет оказался благоприятной средой для волонтерских и благотворительных инициатив, и это понятно: в Сети - значительное количество людей, решивших собственные финансовые проблемы и готовых помогать другим. А блоги, форумы и социальные сети оказались идеальным местом для координации таких акций.

Разумеется, популярность «Рунета благотворительного» нет смысла сравнивать с «Одноклассниками» или «Яндексом». Между тем, и этот сегмент прошел солидный пусть от стихийных кличей в ЖЖ до «интернет-фондов» и целых порталов. Так, в недавно завершившемся конкурсе РОТОР++ фигурировали, как минимум, два заметных некоммерческих проекта – известный «Помоги.орг» и молодой «ДоброволецЪ». Бескорыстная помощь – как деньгами, так и делами – уже обросла в Рунете определенной инфраструктурой, сформировались модели и способы оказания помощи, круг тех, кто помогает и кто координирует этот процесс.

По официальной статистике, так или иначе благотворительной деятельностью занимаются не более 2% населения России. Понятно, что значительное количество людей останавливают собственные материальные возможности, однако немало потенциальных помощников просто не знают с чего начать. Интернет решил именно эту проблему - появились инициативные блогеры, готовые координировать оказание помощи. Спонтанные посты в ЖЖ с просьбой помочь – собрать денег на лекарства, найти доноров, профинансировать дорогостоящую операцию – находили отклик в пользовательском сообществе, и деньги действительно находились.

Из дневниковых записей благотворительный Рунет перебрался на уровень интернет-фондов и волонтерских порталов. «Помоги.орг», созданный Антоном Носиком и Саррой Нежельской в 2005 году, за время своего существования собрал 28 миллионов рублей. Здесь уже заметен отработанный механизм: каждая просьба о помощи сопровождается письмом самого нуждающегося, либо его родственников, комментарием врача, подробной информацией о собранной сумме и обязательной отчетностью.

Пожалуй, сопричастность общему делу, ощущение личного вклада и прозрачность – основные особенности, способствующие развитию благотворительных интернет-проектов. Неслучайно сайты фондов стараются не порывать с ЖЖ: просьбы о помощи, размещенные в «социальных медиа», по-прежнему остаются весьма эффективными.

Наряду со сбором средств, Рунет все чаще берет на себя роль координатора различных волонтерских акций. Живым подтверждением тому, что деньги не главное, является проект «ДоброволецЪ», основной задачей которого являются конкретные дела. Судя по первым отчетам, дела самые различные: от благотворительного катания на катке и утепление окон одинокому пенсионеру до сбора донорской крови и писем больным детям. В этом случае главное – не деньги, а действия, готовность пожертвовать своим временем. Вообще же, благотворительный Рунет очень разноцветный: например, существуют проекты, обеспечивающие донорами, специализирующиеся на помощи детским домам.

Суть от этого не меняется: Интернет позволил неравнодушным людям найти единомышленников, скоординировать свою работу, обратиться с просьбой о помощи к сотням тысяч пользователей. В отличие от офлайна, Сеть позволяет каждому почувствовать себя способным творить добро, причем не «в общем смысле» - а на примере конкретных дел. При этом любой участник может получить информацию о достигнутом результате.

Разумеется, при всех плюсах имеется и своя «ложка дегтя». Благотворительные акции привлекательны для мошенников: как для обычных фишеров, намеревающихся собрать деньги с помощью душещипательной, но поддельной веб-странички, так и народа посерьезнее – например, собирающего донорскую кровь для перепродажи. Как избежать горького разочарования от такой «благотворительности»? Что делают интернет-фонды и инициативные блогеры, занимающиеся сбором средств, дабы обезопасить тех, кто готов помочь?

Чем онлайновая благотворительность отличается от офлайновой? Что заставляет людей быть альтруистами в Сети? Какую роль суждено сыграть Интернету в российском волонтерском движении? В канун Нового года TelNews решил немного отвлечься от коммерческого Рунета, посвятив ближайшую «Тему недели» общественно-значимым интернет-проектам. Тем более что отраслевые СМИ традиционно уделяют им мало внимания.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100