Оптовые поставки блогеров. Клиент дозрел?

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Смирнов Федор Рубрики: прогнозы
Оптовые поставки блогеров. Клиент дозрел? Магическая аббревиатура SMO не случайно вызывает ассоциации с такой же диффузной, но броской маркетинговой наклейкой web 2.0. Да у вас не просто сайт, а мегасоциальное коммьюнити в лучших традициях web 2.0? И падкий на заголовки инвестор или клиент начинает таять на глазах. Что такое SMO – очередной шаманский buzzword для «впаривания» клиентам, либо действительно новый сегмент рынка, на котором присутствует уже некоторый спрос?
Сами участники говорят о рынке SMO с осторожностью, всячески подчеркивая его эмбриональное состояние. В «ФИНАМе» отметили, что рынок еще только формируется и сейчас представлен, по большей части, кустарями-одиночками из оптимизаторов, которые наряду с SEO/SEM предлагают и продвижение в блогах. «Оборот сегмента сейчас вряд ли превышает $20-25 млн., но уже в ближайшее время ситуация может измениться – интерес к нему стали проявлять серьезные игроки, формируется спрос на «социальную оптимизацию», - сообщил Владислав Кочетков, пресс-секретарь инвестиционного холдинга.

Отыскать сегодняшних SMO-оптимизаторов оказалось не так-то просто. Короткий списочек был недавно опубликован в ЖЖ-сообществе smo_ru, особняком стоит проект Ильи Рабченка SMOpro.ru. Имеется и некоторое количество рекламных и PR-агентств, которые не упускают случая продать своим клиентам модную услугу. Громче всех о себе на этом поприще заявило РА «Грэйп»: на его долю приходятся несколько заметных вирусных кампаний, где имела место эксплуатация блогеров и форумчан в интересах крупных брендов.

Так, еще в 2005 году шестеро «агентов» компостировали мозги пользователям Рунета насчет кондиционеров Samsung, причем, похоже, делали это с умом. Кампания была распланирована в соответствии с погодой на улицах, учитывалась и различная мотивация офисных и домашних пользователей при покупке кондиционера. Вопиющим примером торговли блогерами стала свежая операция «Парфюмерка», где пользователей ЖЖ покупали и с помощью марионеток разыгрывали перед ними комедию, чтобы вбить в их головы мечту о дезодоранте AXE VICE. Потом, правда, действующие лица по сценарию во всем признались и, что удивительно, не получили «ни одного негативно окрашенного комментария».

Все эти примеры, однако, представляют собой единичные эксперименты коммерсантов с ненадежной блогосферой. Сергей Назарук, возглавляющий белорусскую студию Ru-Content.Net, назвал отечественный сегмент SMO «многообещающим зародышем». Рынку, как и следовало ожидать, не хватает денег и образованных рекламодателей. «С одной стороны - 99% блогеров готовы писать за деньги, вопрос лишь в цене. Посреднические сервисы тоже появляются гораздо быстрее, чем растет спрос на них. С другой стороны - ни один из существующих сегодня сервисов сам по себе не способен обеспечить проведение крупной кампании», - отметил Сергей Назарук в интервью TelNews.

Илья Рабченок, руководитель проекта SMOpro.ru, согласен с тем, что пока SMO занимаются лишь одиночки, которые стараются «не светиться» и получают клиентов по рекомендациям. Немало и рекламных агентств, включивших в прайсы новую услугу, но и последние предпочитают оставаться в тени. Вообще, социальные оптимизаторы не слишком охотно говорят о реализованных проектах и называют имена заказчиков. Из опрошенных участников рынка только Сергей Коркин назвал в числе SMO-достижений свой сайт Korkin.com, а Илья Рабченок привел в пример блог «Есть работа!».

«Далеко не каждый специалист выложит в открытый доступ примеры своей работы. Причина проста - если у пользователей появляется мысль, что ими манипулируют - в аудитории сразу же возникает в разной мере предвзятое отношение к продвигаемому объекту. Сообщить, что за акцией стоит SMO-специалист - это значит снизить результат в разы», - пояснил Сергей Назарук. Он добавил, что построить универсальную схему для измерения эффективности работы с социальными медиа невозможно, в каждом конкретном случае ставятся разные задачи, и отдача тоже измеряется различными способами. Дамир Халилов, автор блога Seowrite.ru, считает, что некоторые общие показатели результативности выделить все-таки можно: количество RSS-подписчиков (актуально для блога), резонанс от публикаций в социальных сетях (количество голосов, сохранений, место в рейтинге), обсуждаемость материала, количество переходов на сайт с социальных сервисов.

Оригинальным взглядом на SMO обладает Антон Носик, руководитель службы блогов компании SUP Fabrik. По его мнению, на рынке действуют три обособленных группы игроков: разумные клиенты, лохотронщики и консультанты. Эту классификацию Антон Носик сопроводил следующим комментарием: «Разумные клиенты - люди, осознавшие, что главную задачу SMO, состоящую в корректном linkbaiting, они должны решать в первую очередь собственными силами, создавая интересный контент и бережно выстраивая свое сообщество вокруг профильной темы. Лохотронщики - пиарные, рекламные и посреднические агентства, уговаривающие клиентов продвигаться в среде web 2.0 разными средствами социального спама: виртуалами, ботами, «казачками», дорвейной накруткой Яндекс.Поиска по блогам. А консультанты - люди, терпеливо объясняющие клиентам вред социального спама. У меня, например, весь последний год ушел на подобные разъяснения».

При этом SMO-специалисты убеждены, что реальный спрос есть. Эта маркетинговая абракадабра лишь начинает проникать в широкие массы российских рекламодателей, но в целом интерес продвижению товаров и услуг средствами web 2.0 имеется. По мнению Сергея Назарука, серьезные специалисты по интернет-маркетингу открыто встанут под флаги SMO лишь тогда, когда на рынке появится достаточно много рекламодателей. «Можно называть по-разному: SMO или продвижением в блогах, но услуги пользуются успехом, особенно заметен интерес у социальных сервисов и брендов по типу FMCG», - сообщил Илья Рабченок, которого по праву считают идеологом SMO в Рунете.

Каких-то серьезных препятствий для развития этого сегмента интернет-рынка комментаторы не видят. Сергей Коркин отметил нехватку рыночных исследований: «Без исследований сюда не придут крупные рекламодатели - для них это кот в мешке». Илья Рабченок сетует на малое количество читателей блогов, однако ситуация может исправиться с появлением «RSS-ридера для домохозяек» в операционных системах Microsoft. Дамир Халилов вспомнил про нехватку специалистов и отсутствие в ИТ-кругах четкого понимания, что же такое SMO. «Для многих SMO - это разновидность спама в социальных сетях, в то время как на самом деле SMO, напротив, наиболее дружелюбная для пользователя технология», - прокомментировал он.

Антону Носику спамеры не кажутся серьезной помехой: «Разумеется, их деятельность вредна — и для блогосферы, и для клиентов. Однако же западный опыт свидетельствует, что это «ветрянка», которой клиент, даже такой солидный, как Sony или WalMart, обязательно должен переболеть, чтобы понять преимущества честных путей маркетинга перед социальным спамом и флоггингом. Нам тут сильно повезло, кстати, что есть вот эти все западные примеры - McDonalds, WalMart, Sony PSP, Windows Vista, Whole Foods».

Аналитики «ФИНАМа» обещают рынку SMO в Рунете ежегодный рост на 200-300%. Участники рынка тоже полны осторожного (и не очень) оптимизма. «Сейчас на полную рекламируются, в основном, новые социальные сервисы, хостинги, партнерские программы. Рост возможен за счет прихода на рынок крупных брендов, но пока они боятся подобной рекламы», - высказал свое мнение Сергей Коркин.

«Перспективы велики, - считает Илья Рабченок, - в блогах продвигаться недорого, по сравнению с остальными каналами, но шумно и «затейно». Есть чем отчитаться перед руководством. Рост идет за счет тех компаний, которые что-то продают массовому пользователю, неважно - электробритвы или возможность романтического знакомства».

Сергей Назарук (студия Ru-Content.Net) вспомнил о том, что вся значимая активность по работе с сообществами и социальными сетями была связана с политикой. Каждый виток развития инициировался политическими событиями, поэтому в ближайшее время SMO-специалистов, вероятно, ждет предвыборная суета. Существенного роста рекламных бюджетов от коммерсантов, по его мнению, стоит ожидать лишь в 2008 году.

Антон Носик уверен, что средствами web 2.0 можно продвигать в Сети абсолютно любой товар и услугу. Главное, чтобы рекламисты пересмотрели свою стратегию продвижения в блогах: вместо наглой лжи им нужно научиться признавать недостатки своей продукции, воспринимать и даже инициировать критику. Тогда «здоровый чичваркинский подход» продемонстрирует должную эффективность.

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100