Почем нынче «большая четверка»?

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Смирнов Федор Рубрики: финансы
Тематика: Googlemail.ruramblerяндекс
Почем нынче «большая четверка»? Отечественные СМИ очень любят посудачить об очередном сервисе, рекламной кампании или пустяковой идее – не важно о чем, лишь бы повод был подброшен крупной интернет-компанией. Самым ярким примером остается западный Google, однако слепая любовь постепенно распространяется и на российских «китов». Причем гигантизм измеряется исключительно количеством заметных проектов, а вовсе не уровнем доходов – про деньги в Рунете говорят по-прежнему не слишком охотно.

В итоге создается все-таки ложное впечатление, что интернет-бизнес ничем не отличается от конкурса «Алло, мы ищем таланты!». Так, размер Mail.Ru определяется в конечном счете не абстрактным количеством пользователей, а теми деньгами, которые можно на них заработать. Стремление измерять значимость числом юзеров, поисковых запросов или вообще каких-нибудь фоток понятно. Когда речь идет о деньгах, трехзначные показатели роста частенько уступают место более реалистичным цифрам.

Попробуем задаться несложным вопросом – сколько же стоят знакомые нам интернет-гиганты: «Яндекс», «Рамблер», «РБК» и Mail.Ru? Можно ли приблизительно оценить их стоимость, чтобы получить простую и понятную цифру? Заглянуть в кошелек «большой четверки» аналитики и журналисты пытаются уже давно, результаты подсчетов появились еще до того, как «Рамблер» и «РБК» существенно облегчили оценщикам задачу.

Тем не менее, с конкретными цифрами как раньше, так и сейчас существует ряд проблем. Во-первых, сама «четверка» включает в себя как «открытые», вышедшие на IPO компании, так и «закрытые», о стоимости которых приходится гадать по косвенным показателям. Во-вторых, в составе некоторых из российских «интернет-гигантов» можно обнаружить множество непрофильных подразделений, которые, однако, приносят существенный доход в общий котел. Иногда, как, например, в случае с «РБК», правильно выделить интернет-составляющую в доходах компании можно лишь весьма приблизительно.

Прошлогодний РИФ запомнился многим занятным выступлением Юрия Аммосова из журнала «Эксперт». Сопоставив «Яндекс» с китайским поисковиком Baidu.com, он недолго поколдовал с цифрами и оценил капитализацию российской компании в $292 млн. Тогда Виктор Лавренко признал эту оценку консервативной: если бы «Яндекс» действительно продавали по такой цене, то имело бы смысл распродавать все имущество, лишь бы купить его акции. Реалистичная оценка, по его мнению, - это $1 млрд. Юрий Аммосов использовал для просчета «Яндекса» так называемый метод аналогов. Берется «открытая» компания, сопоставимая с объектом оценки, и выстраивается модель, позволяющая соотнести их друг с другом.
Как отмечает эксперт Центра инвестиций в высокие технологии ИК «ФИНАМ» Дмитрий Белов, к крупным интернет-компаниям применимы те же методы, что используются при оценке любого бизнеса. Можно прикинуть ожидаемые денежные потоки, можно посчитать затраты на создание аналогичного проекта. Самый актуальный способ – это построение уже описанной аналогии.

«Дело в том, что многие динамично развивающие интернет-компании вообще могут не приносить прибыли, но иметь интересную бизнес-модель и рыночную нишу, которые высоко привлекательны для инвесторов. Затраты для IT-компаний так же не столь актуальны - понятно, что вложив столько же денег, сколько было потрачено на развитие Google, будет очень сложно создать компанию с такой рыночной долей и капитализацией», - пояснил Дмитрий Белов в интервью TelNews. Основным ориентиром для оценщика должна служить стоимость других проектов, знание конъюнктуры рынка и стоимости непубличных сделок, информация о капитализации ИТ-активов, прошедших через IPO.

С «открытыми» компаниями все достаточно просто – их оценку дает рынок. Так, капитализацию Rambler Media можно прикинуть, исходя из текущей стоимости акций и их количества. Оценка получится весьма относительной, но вполне удовлетворительной для нашей задачи. При стоимости в $42,43 за акцию, «Рамблер» можно оценить в $643 млн. С учетом продажи «Рамблер-ТВ» и сравнительно небольшой доли мобильного подразделения в общей структуре доходов, цифру в $600 млн. можно считать капитализацией «Рамблера» как интернет-компании.

Сложнее обстоит дело с «РБК Информационные системы». Медиахолдинг в прошедшем году удвоил выручку до 200 миллионов. При этом немалая часть из этих доходов приходится на «РБК-ТВ», доходы от «офлайновой» издательской деятельности и системной интеграции. В целом, капитализация компании оценивается в $1 млрд., однако очевидно, что на долю интернет-подразделения приходится лишь какая-то часть от этой суммы.

В отношении «Яндекса» и Mail.Ru придется положиться на оценки аналитиков. В «ФИНАМе» считают, что «Яндекс» стоит порядка $2,2-2,5 млрд., а капитализация Mail.Ru практически дотягивает до $1 млрд. Дмитрий Белов отметил, что при оценке этих компаний можно использовать мультипликаторы «Рамблера» и «РБК», а для Mail.Ru важным индикатором будет выступать сделка с Naspers Limited.

Вопрос о стоимости крупных отечественных интернет-игроков вовсе не праздный. По словам Дмитрия Белова, капитализация портала в первую очередь имеет значение для самих его акционеров как показатель эффективности их деятельности. Кроме того, продажа бизнеса – значимый сценарий развития компании, поэтому нужно представлять себе, сколько могут предложить за тот или иной проект потенциальные инвесторы. «Никто не скрывает, что в Рунете сейчас покупателей едва ли не больше, чем продавцов. Собственники успешных интернет-проектов имеют возможность выбирать - кому и как продаваться», - добавил он.

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100