КИБ, дубль два. Серая интернет-торговля и порочный поиск

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Смирнов Федор
КИБ, дубль два. Серая интернет-торговля и порочный поиск Второй день конференции «Интернет и Бизнес», как и следовало ожидать, начался позднее обычного. Многие из тех, кто проявил выдающуюся активность в четверг, вообще не добрались до утренних секций, поэтому организаторы предусмотрительно перенесли «самое зажигательное» на вторую половину дня. Утро отдали узким специалистам по e-commerce и юзабилити, остальным была адресована общая секция по интернет-маркетингу, которую планировалось растянуть почти на весь день. Сами докладчики с утра казались какими-то официально-деловыми, а публика – сонной и совсем не кусачей.

B2C: выбери свою цифру

На секции про электронную торговлю участников сразу же начали грузить цифрами и цветными графиками, причем делалось это настолько бодро, что уследить за потоком информации было нелегко. Хотя большинство слушателей, похоже, вылавливали для себя какие-нибудь странные цифры, которые плохо согласовались с их представлениями.

Федор Вирин, директор по исследованиям Mail.Ru, начал с оптимистичных показателей. По данным совместного опроса Mail.Ru и J’Son Partners, лишь 37% юзеров совсем не используют Интернет для покупок, а еще 28% респондентов утверждают, что заказывали товары в Сети. Понятно, что радостная цифра «использующих Интернет для покупок» не тождественна аудитории интернет-магазинов. Это косвенно подтверждается и другой информацией из того же доклада: главным преимуществом Сети покупатели считают возможность легко сравнивать цены. С помощью онлайновых инструментов российские пользователи активно выбирают, например, автомобили, а также товары для строительства и ремонта.



В отличие от участников КИБа, среднестатистический пользователь Сети нормально относится к общению с живым продавцом. При этом совсем не важно, если ли у него широкополосный доступ, либо он по старинке выбирается в Интернет с помощью модема, - на его покупательную активность это не оказывает существенного влияния. Гораздо важнее деньги: достаточно уровня месячного дохода в 40-60 тысяч рублей в расчете на семью из 3 человек, чтобы пользователь мог стать активным интернет-покупателем. При этом одинокие люди покупают в Сети гораздо больше, чем семейные. Опасения же были названы достаточно традиционные: невозможность пощупать товар перед покупкой, неуверенность в качестве, дорогая и неудобная доставка.

Антон Никольский подбросил еще пару цифр. По неокончательным данным НАУЭТ, оборот сектора b2c в прошлом году составил 2,5-3 миллиарда долларов. Это, конечно, жалкие крохи по сравнению с аналогичными показателями США (100 миллиардов) и Китая (900 миллиардов), зато гораздо вкуснее «пирожка», нарисованного на пленарном заседании Алексеем Беляевым. Дополнительно была представлена статистика по товарным группам: на цифровой контент, который появился в таблице НАУЭТ впервые, за 2006 год пришлось почти 100 миллионов. Пока обороты традиционной электронной торговли скромно смотрятся на фоне сектора онлайнового бронирования авиабилетов и туристических услуг, однако само слово «миллиард» уже выводит электронную коммерцию на новый уровень.

Свою радость по этому поводу высказал и Иван Кургузов (Оборот.ру). Наконец-то видно, что мы гораздо больше, чем «медийка» и «контексты» вместе взятые, - сообщил он и сразу опустил планку, подброшенную НАУЭТом, до 1,2 миллиарда долларов. Ему пришлось довольно долго и путано описывать методику подсчета: учитывалось все возможные источники – опросы ФОМ, РОМИР, VOX.ru, пресс-релизы, а самое главное – инсайд, результаты кулуарного общения с владельцами интернет-магазинов. Годовой рост отрасли составил 40%, что оказалось очень похоже на данные «Яндекс.Маркета» - 42%. Среди событий года минувшего Иван Кургузов особо отметил визит Trusted Shops, появление «Магазина РЖД», рост продаж мобильного контента, а также законопроект об электронной торговле. В юридическом плане «воз и ныне там»: b2c регулируется сразу тремя законами, а интернет-магазины в результате оказываются, по выражению представителя Оборот.ру, «в определенной позе». Заодно он выразил надежду, что новоиспеченная ассоциация «Интернет и Бизнес» когда-нибудь обратит внимание не только на «китов Рунета», но и на «мелкие» магазины, чей совокупный оборот превосходит показатели «грандов» в 3 раза.



Феликс Мучник (Softkey) популярно рассказал о том, как b2c-проекту пройти «все круги Ада» - от становления до продажи бизнеса. В итоге получилась красивая модель для какого-нибудь университетского учебника, но для многих – весьма далекая от жизни. SWOT-анализом собравшихся мучала и Татьяна Щорс, директор по операциям Ozon.ru. Немного интереснее стало, когда в презентации замелькали якобы скриншоты из внутренностей информационной системы «Озона». Для качественного выполнения заказов по каждому поставщику ведется подробная статистика, включающая такой параметр, как процент исполняемости заказов. Задержки в отправке не грозят постоянным клиентам магазина – «голубые фишки» получают приоритет в обслуживании. В заключение Татьяна Щорс поделилась своей цифрой – 1,5 дня в среднем составляет доставка по Москве.

Последующие доклады оказались менее сухими, но уж слишком специализированными. Марина Ленсу (Партер.ру, Контрамарка.ру) рассказала о собственном успешном опыте создания курьерской службы. Набирать штат для доставки билетов ее заставила жизнь – аутсорсинговые компании просили слишком дорого. За 6 лет «Партеру» удалось сколотить свою доставку, где каждый курьер способен развозить по 12-15 заказов в день. Руководитель компании «О-Курьер» рассказывал, как организована доставка в «Озоне» и уговаривал ни в коем случае не связываться с доморощенной курьерской службой.

Несмотря на обилие цифр на этой секции, аудитории их показалось мало. Бернару Люке (Ozon.ru) пришлось рассказать про количество региональных клиентов (25-28%), процент телефонных заказов (10%) и работу аутсорсингового call-центра. Хотя курьеры «Озона», единственные в России, разъезжают с кассовыми аппаратами, рынок на 95% остается «серым». Тема музыкального контента, которая постоянно возникает на повестке дня, пока не слишком привлекательная для «белых» игроков, поэтому «Озон» занимает в этом отношении выжидательную позицию.

Каким же цифрам об объеме рынка стоит доверять? Феликс Мучник поддержал реалистичную оценку Оборот.ру, добавив, что «насчитать можно и больше». Антон Никольский из зала испарился, поэтому отстаивать 3 миллиарда было некому.

О ворованном контенте, борьбе с порнографией и социальных роботах

Поисковую секцию в этом году решили снабдить провокационным и одновременно философским заглавием «Как существование поиска меняет Интернет? Как интересы пользователей меняют поиск?». Поэтому в итоге в зале собралась не горстка оптимизаторов, а все, кому хотелось увидеть долгожданное шоу «Google против Яндекса». Через несколько минут после начала стало ясно, что правильно было бы добавить «и Mail.Ru», поскольку руководитель «Ответов» Максим Постников не упускал ни одного случая вставить свой комментарий с колокольни «социального поиска». Примечательно, что от спора о поисковиках без объяснения причин отказался Дмитрий Хрусталев из Рамблера. В дополнение к представителям поисковых машин организаторы привлекли двух выходцев из пользовательского мира – победителя Кубка по поиску Алексея Чарыкова и писателя Алекса Экслера.

Вопросы для круглого стола были предварительно собраны на Searchengines.ru, поэтому недостатка в острых формулировках не было. Вступительное слово доверили Андрею Иванову («Ашманов и Партнеры»). Он заявил, что интернет-поиск – это не просто зеркало сетевого мира, а своеобразный интернетообразующий фактор. Доходчивые примеры сразу сняли лишние вопросы. Что, если не стремление угодить поисковикам, движет веб-мастерами, впихивающими в список ключевых слов «порно» и «Britney Spears», создающими копии сайтов с одинаковым контентом? Поклонение поисковым машинам порождает странные ссылки, странную рекламу, странную моду, а, кроме того, еще и рынок емкостью почти в 300 миллионов долларов. Позиции в результатах поиска продаются и покупаются, а в скором времени оптимизаторы вообще начнут самостоятельно выводить сайты в ТОР 10 по коммерческим запросам, чтобы затем сдавать их в аренду. Одновременно интернет-поиск обостряет и социальные проблемы: авторское право, цензура, достоверность информации… Одним словом, в ближайшее время скучно не будет!

На модную персонализацию поисковики отвечают по-разному. Илья Сегалович (Яндекс) вспомнил про возможность поиска в «домашнем» регионе пользователя, доступную на Яндексе. Идею привязки поисковых предпочтений к логину он считает «шизофренией», однако признает за этой идеей право на существование. Максим Постников (Mail.Ru) сообщил, что «Ответы» не нуждаются ни в каком искусственном интеллекте, поскольку им уже удалось «приручить» человеческий. Виктор Солопов (Авиакомп Сервисез) попытался в двух словах изложить сущность разработанной компанией семантической сети, которую сразу же окрестил «веб 3.0».

Проблему с копированием контента Алекс Экслер назвал сложной, поскольку главные пострадавшие, как правило, кривят душой и сами время от времени используют чужие тексты или картинки. Информацию можно перепечатывать с сохранением имени автора и ссылкой на источник, а сайты, производящие уникальный контент, все равно представлены в выдаче поисковиков более широко, нежели их «клоны». Илья Сегалович уже облегченно вздохнул, отделавшись общими словами о том, что проблема существует, а решение – нет, как появился Игорь Ашманов, заявивший, что «Яндекс – это целиком чужой контент». Пришлось объяснять, что поисковик в понимании Яндекса – это просто «технический прокси», а пользователь формулирует не http-запрос, а вводит ключевые слова.

Говоря о своем отношении к оптимизаторам, поисковики продемонстрировали традиционную сдержанность. По мнению Владимира Долгова (Google), есть «хорошая» и «плохая» оптимизация, значит, и отношение к ним разное. Максим Постников попробовал было похвастаться, что проблема оптимизации в социальном поиске давно решена, да не тут-то было. Пока Mail.Ru просто не сталкивалась с массовым спамом со стороны оптимизаторов. Разработчики говорили о полуавтоматическом методе защиты, который делает любое «замусоривание» «Ответов» делом бесполезным, но им не слишком верили.

На порнографию и пропаганду нацизма в Рунете Яндекс ответил своим «Семейным поиском», а Google – функцией «Save Search». Mail.Ru же создала специальный раздел «Для взрослых», а в остальном надеется на своих модераторов, многие из которых работают на общественных началах.

Несколько лет подряд пользователей расстраивает низкая активность Google на российском рынке. Видимо, красивой и публичной борьбы мы так и не увидим. Владимир Долгов объяснил этот факт стратегией продвижения: на рынок просто выводится продукт, без громкой рекламы. Про «человеческие» выплаты по AdSense, кроме обычных заверений, что «работа идет», от него тоже ничего добиться не удалось. «Google пиарится, только делает это через Яндекс», - рассказал Андрей Иванов: за 2006 год Google упоминается в «Яндекс.Новостях» гораздо чаще, чем Яндекс.

Алекс Экслер посчитал линкоторговлю нормальным явлением. Принудительно запрещать продажу ссылок не собираются ни Google, ни Яндекс. Тогда один из слушателей предложил Яндексу выставлять счет за каждую проиндексированную ссылку, либо разрешить пользователям поднимать сайты в выдаче с помощью отправки платных SMS. Дорвейщики же не вызвали симпатии ни у кого. Когда тот же Экслер предложил им «сдохнуть», в зале не нашлось несогласных.

Вопросы из зала оказались весьма традиционными. Сайтовладельцы в сотый раз требовали от поисковиков объяснений, «что такое хорошо, что такое плохо», а они снова и снова доказывали, что публикация такой информации спровоцирует новый виток оптимизаторских войн. Каталоги, если и вернутся, то вряд ли будут доминировать при современных объемах информации в Сети. Закончилось все традиционным «гладиаторским» вопросом. «Убивать не будем, а как мы будем «не убивать» - точно не расскажем», - ответил Владимир Долгов.

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100