Контекст накручивают человеческие пороки

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Смирнов Федор
Контекст накручивают человеческие пороки Плач обманутых американских рекламодателей за последний год раздавался так часто, что складывалось впечатление, будто кто-то намеренно старается усложнить существование контекстным сетям. Google и Yahoo представали в образе мошенников, покрывающих клик-фрод в особо крупных размерах. Масла в огонь подливали независимые исследователи и журналисты, склонные к арифметике. В итоге случилось небывалое – западные гиганты контекстной рекламы начали отчитываться перед рекламодателями и официально публиковать процент «скликиваний».

Поворота лицом к пользователю пришлось ждать недолго. После первых исследований доли клик-фрода, которые вытащили на поверхность страшные цифры в 20-30%, и менее громких, где тот же показатель составлял уже 14-15%, контекстные сети зашевелились. Прошлым летом был опубликован отчет “Click Forensics”, он установил среднюю планку по рынку на уровне 13,7% в том, что касается поискового «контекста». Причем доля «левых» кликов в крупных поисковиках вроде Google и Yahoo ниже этого показателя, во втором эшелоне «накрутки» составляют уже 21,3%, а среди мелких поисковых машин могут доходить до 30%.

Вскоре после этих штудий на откровенность потянуло самих владельцев сетей. В июле Google вывела данные о подозрительных кликах в интерфейс рекламодателя, а также начала изобретать средства защиты – например, IP-адреса конкурентов особо мнительные клиенты могут занести в «черный» список, на всякий случай. В прошлом месяце лидер на рынке контекста представил собственную сводку по «скликиванию»: 10%, при этом реальные потери рекламодателей не должны превышать 0,02%. У конкурента Yahoo цифры оказались немного менее убедительными – 12-15%, зато компания организовала специальный отдел с вице-президентом во главе, который будет решать не столько технические, сколько PR-задачи. Иными словами, западные игроки отлично понимают, чем может обернуться для них слишком пристальное внимание к одной из проблем рекламного рынка, и всеми силами пытаются убедить рекламодателя в собственной честности и открытости.

В Рунете о контекстных «накрутках» говорят мало, хотя недовольные голоса, понятное дело, периодически раздаются. Неужели российские сети обеспечивают рекламодателям более надежную защиту, чем Google? Или нынешний объем рынка все еще не позволяет оперировать внушительными потерями вроде 800 миллионов долларов, которые, по данным Outsell, выбросили на ветер американцы?

Никита Пасынков, возглавляющий компанию AdFox, считает, что причина, отчасти, кроется в масштабах. С увеличением объема рекламного рынка конечные цифры потерь становятся впечатляющими и вызывают интерес СМИ. «Когда кто-то там терял $10 на «накрутке», об этом никому не хотелось писать. А вот даже потеря $10 000 одним рекламодателем - это уже интереснее. В итоге начинается и дополнительное раздувание проблемы, но этого бы не произошло на пустом месте. Начитавшись про иски, новые люди начинают думать, что их тоже могут обманывать, что они тоже могут подать в суд, что-нибудь выиграть. Ажитация нарастает и все больше и все больше отдаляется от реального положения дел», - прокомментировал он в интервью TelNews.

Проблему не решаются отрицать и представители сетей контекстной рекламы. «Скликивание» есть не только на Западе, но и в Рунете, - заявил руководитель пресс-службы Яндекса Михаил Ушаков. - Со «скликиванием» мы давно и успешно боремся - за месяц наша система антифрода фильтрует больше миллиона кликов».
Дмитрий Васильев
, генеральный директор Link.ru, отметил, что сама проблема появилась одновременно с запуском систем показа контекстных объявлений. Основное отличие заключается в масштабах «накрутки», которые могут зависеть и от качества площадки, и от качества сервиса.

По утверждению Михаила Ушакова, над совершенствованием защиты от «скликивания» в «Яндекс.Директе» трудится специальная группа разработчиков. В дополнение к «роботам» функционирует группа разбора, которая рассматривает претензии рекламодателей в сложных случаях. «Кстати, система антифрода применяется не только для защиты от скликов в рекламе. Хороший пример нерекламного антифрода – интернет-конференция Президента России, проведенная летом 2006 года. Для защиты от накрутки числа голосов применялись те же технологии, что и от накрутки скликов в «Яндекс.Директе», - добавил он. Официальные цифры, подобно Google и Yahoo, Яндекс пока не публиковал. Михаил Ушаков сообщил, что компания думала о публикации некоторых фактов касательно клик-фрода. Возможно, в ближайшем будущем Яндекс представит некоторые свежие цифры.

Дмитрий Чистов, представляющий «Бегун», не считает проблему «накруток» актуальной для России. По его словам, в «Бегуне» число подозрительных кликов не превышает 20%. «Значительная часть так называемых «накруток» пресекается автоматически. Эти клики попадают рекламодателям в графу «бесплатные посетители» без списания средств. Любые всплески и отклонения в статистике рекламных кампаний фиксируются технологией распознавания, а так же отдельно рассматриваются Аналитическим Центром компании. При обнаружении подозрительных переходов списанные средства возвращаются на счет рекламодателя», - сообщил он.

«В среднем «плохие клики» составляют 40% от общего числа. Но это «в среднем по больнице». И, как в любой больнице, есть откровенно больные площадки, у которых «температура» зашкаливает», - поделился показателями Link.ru Дмитрий Васильев. Все площадки проходят премодерацию, а дальнейшие выводы делаются по мере накопления статистических данных. Нарушители удаляются из сети, а средства с их баланса возвращаются рекламодателям. Данные о «накрутках» не публикуются, однако доступны пользователям Link.ru в интерфейсе администратора.

Никита Пасынков считает, что исчезновения «скликиваний» не стоит ждать даже с внедрением новых моделей оплаты – за действие или за звонок. «Будут совершенствоваться механизмы защиты от «накруток», но будут придумываться и новые способы что-то там накрутить. Объемы «накруток» можно снижать на какой-то период, но окончательно свести их к нулю - вряд ли. Оплата за действие тут вряд ли что-то может кардинально изменить по двум причинам. Во-первых, и система оплаты за действие может быть обманута - процесс более сложный, но не невозможный, а человеческая жадность до легких денег - страшная сила. Во-вторых, проблема «накруток» сводится не только к наличию «накрутчиков» как таковых, просто одни люди не доверяют информации, которую предоставляют им другие люди. И недовольные найдутся всегда», - высказал он свою точку зрения.

Михаил Труфанов, генеральный директор рекламного агентства «Артон Консалтинг», полагает, что по мере роста цены за клик проблема клик-фрода будет касаться все большего числа людей, однако и технологии защиты тоже не будут стоять на месте.
Некоторый оптимизм в этом отношении выразил и Михаил Ушаков (Яндекс): «Количество мошенников - это более-менее постоянная величина, и их число не растет вместе с числом пользователей. То есть, как и в случае с другими видами фродов, можно прогнозировать, что доля фродов по отношению к числу кликов на рекламу будет только падать, ведь абсолютное число кликов на рекламу растет прямо пропорционально аудитории Интернета».

Не стоит, наверное, забывать и про человеческий фактор. В этом смысле особенно показательным примером будет герой публикации Seonews, который жалуется на «накрутки» в «Яндекс.Директе» и сам же «скликивает» конкурентов. Жадность и недоверие, пожалуй, не вычистишь никаким программным фильтром. Значит, «левые» клики будут преследовать рынок «контекста» до тех пор, пока сами онлайновые рекламодатели не освоят принципы цивилизованной конкуренции.

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100
Магазин мишек Me to you - купить чай. Бесплатная доставка чая по Москве.