Политическое кредо «трех кнопок»

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Смирнов Федор
Политическое кредо «трех кнопок» Если Рунет действительно представляет интерес для политиков, то основные «трафикогенераторы» - крупные порталы – кандидаты никак не могут обойти своим вниманием. В серьезных «порочащих» связях пока, правда, не замечен ни один из игроков «большой тройки», хотя президентские выборы могут внести свои коррективы. В далеком 2003 году Яндекс, Рамблер и Mail.Ru обеспечивали явку сетевой публики на избирательные участки, да крутили баннеры в поддержку СПС. В последнее время власть распробовала онлайновые пресс-конференции, где Яндекс выбил себе роль штатного организатора. Продаются ли порталы политикам?

Официально Яндекс создает образ аполитичного коммерсанта, которому подавай аудиторию, деньги и стабильность. Заботой об аудитории было продиктовано июльское  онлайновое общение с Путиным, когда юзеры накидали Президенту почти 30 тысяч вопросов и лишь на малую часть из них получили внятные ответы. Сама же шумиха вокруг пресс-конференции и пользовательская тяга к самовыражению обеспечили Яндексу вожделенный трафик, вне зависимости от ответов Путина. Коммерческий подход портал продемонстрировал еще раз совсем недавно, предоставив собственные ресурсы «официальному» претенденту на президентский пост – первому зампреду Правительства Дмитрию Медведеву. Как говорится, один раз – случайность, два – совпадение и только три – уже закономерность. Появление на Яндексе исключительно кремлевских персонажей может быть продиктовано отсутствием серьезного интереса к аналогичным акциям со стороны оппозиции, а может – и некой политической линией, которую избрал для себя лидер российского интернет-рынка.

«Яндекс сотрудничает исключительно за деньги (это мое предположение, фактов нет). Власти (АП) сотрудничают с Яндексом как с самым мощным порталом в Рунете. Здесь не надо искать черную кошку в темной комнате - там нет никакой кошки, одни @», - прокомментировал в интервью TelNews политтехнолог Дмитрий Запольский.
Если говорить о политической рекламе, то и здесь Яндекс, по словам главного редактора портала Елены Колмановской, готов преследовать собственные коммерческие интересы. «Если очень кратко, то пока мы большого интереса к политической рекламе не наблюдаем, но готовимся к его появлению, уточняя правила приема подобной рекламы», - сообщила она.

Остальным «кнопкам» роль официального кремлевского пресс-центра не досталась, поэтому им стоит рассчитывать лишь на собственную привлекательность в качестве поставщиков предвыборного трафика. Перед думскими выборами 2003 года крупнейшие игроки интернет-рынка совместно с “IMHO VI” провели акцию «Накликай Думу». В онлайновом голосовании приняли участие около 50 тысяч пользователей, которые досрочно поделились своими политическими пристрастиями. Оказалось, что в Сети обитает неожиданно много «правых» и немало сторонников «Яблока». 13,5% избирателей проголосовали против всех, не больше 10% тогда набрали «Единая Россия» и «Родина».
После отрезвляющего офлайнового тура СМИ посетовали на то, что Рунет, дескать, опять бессовестно «флэшмобил», либо поленился дойти до избирательных участков. Тогда же «большая тройка» вместе с РБК целые сутки крутила призывные баннеры, которые должны были оторвать ленивых интернетчиков от мониторов и отправить на выборы. «Отвык от цензуры? Голосуй в воскресенье, или в понедельник тебе о ней напомнят», - гласили лозунги на красно-черных картинках. С этим же периодом российской истории связан и запуск на крупных порталах рекламной кампании, направленной против блока «Родина». Баннеры вели сначала на сайт СПС, а затем на Газету.ру, где красовалась обличительная статья с высказываниями лидеров «правых сил».

«Позиция новостного ресурса Рамблера - Рамблер Масс Медиа - проста, это площадка, если хотите, газетный киоск, где можно найти новостные сообщения и статьи, различной направленности, которые присылают наши поставщики», - пояснила Наталья Шахгеданова, директор по связям с общественностью Rambler Media. - Эти материалы как публиковались, так и будут публиковаться в общей ленте новостей. Выносить на прайм площадки (главная страница Рамблера или главная страница новостного проекта) сообщения, содержащие элементы политической рекламы/агитации мы не будем, поскольку не предоставляем субъектам политического избирательного процесса каких-либо преимуществ (понятно, что новость из «ленты» видит на порядок меньшее количество пользователей, чем с главной страницы Рамблера). Кроме того, мы стараемся «отсекать» еще на редакторском уровне материалы, содержащие прямой призыв к какому-либо действию (голосовать «за»/«против», посетить митинг, вступить в ту или общественную/политическую организацию). Это мотивированно так же и тем, что данные сообщения не являются форматными для новостного ресурса. Общим принципом редакционной политики является и максимальный уход от эмоциональных комментариев событий. Это можно отнести и к политической рекламе, которая зачастую использует эмоциональную подачу материала как средство воздействия на аудиторию».
Таким образом, в отличие от осторожного «коммерсанта» Яндекса, Рамблер предстает неподкупным «рефери», который не станет бороться за предвыборные бюджеты по морально-этическим соображениям.

В Mail.Ru не скрывают, что политики неоднократно обращались к ним по поводу размещения рекламы, будучи заинтересованы в «идеальной рекламной площадке с разноплановой многомиллионной аудиторией». В 2003 году на портале рекламировались «Единая Россия», СПС и «Родина». «Мы никогда не повесим рекламу профашистской партии или организации, нарушающей действующее законодательство. В остальном, отказывать политическим партиям в размещении рекламы было бы странно и даже, пожалуй, похоже на дискриминацию. Политические партии - рекламодатели не хуже производителей мобильных телефонов. Наше кредо таково - мы делаем бизнес, не противоречащий этике», - заявила вице-президент и директор по маркетингу и PR холдинга Анна Артамонова. Другими словами, Mail.Ru готов предоставить свои рекламные возможности любым платежеспособным кандидатам, лишь бы они были в ладу с законом.

Значит, Дмитрий Запольский несколько переоценил «большую тройку». «Если речь идет о таких порталах, как Яндекс или Mail.Ru, то нет, они не станут прямо участвовать в политической возне. А всякая мелочь типа NEWSru гораздо больше заработает на «сливах» и «подгрузах». Яндекс и Рамблер – капиталоемкие ресурсы, они стоят большие деньги и не могут рисковать собой. Только если их купят», - высказал он свое мнение.

Представители порталов убеждены в большом политическом потенциале Интернета, который еще не реализован до конца. «Что касается роли Интернета в выборах Президента, то, да, безусловно, использование Интернета в этот период будет сильно отличаться от периода думских выборов. С нашей точки зрения, максимально будут востребованы рейтинги и опросы, которые в Сети будут присутствовать в большем количестве, чем в печати и на ТВ», - считает Наталья Шахгеданова.
Анна Артамонова полагает, что роль Сети в предстоящей предвыборной борьбе будет значительной. «Конечно, важность Интернет как инструмента влияния на электорат существенно зависит от региона. В частности, в Москве проникновение Интернет составляет около 30% и постоянно растет. Соответственно, для Москвы и городов-миллионников интернет-ресурсы являются очень серьезным средством коммуникации с избирателями. Впрочем, Интернет оказывает влияние не только на интернет-пользователей как таковых. Так как интернет-СМИ гораздо мобильнее остальных средств массовой информации, телевизионные каналы и бумажные СМИ, распространяющиеся в регионах с низким проникновением Интернет, часто используют новостные ленты сетевой прессы, являясь своего рода проводником информации из Сети», - сказала Анна Артамонова.

«Интернет используется достаточно активно в политическом пиаре. Ровно настолько, насколько он используется электоратом (не населением, а именно теми, кто ходит на выборы или способен убеждать тех, кто ходит на выборы). То есть власти абсолютно адекватно используют возможности интернет-пиара в своих интересах, а политические силы к этому абсолютно не готовы, за исключением интернет-националистов типа ДПНИ», - дополнил Дмитрий Запольский.

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100