Виктор Алкснис: «Я понимаю, что покушаюсь на святое для любого линуксоида, и за это мне достанется на орехи» (начало)

Опубликовано: 19.05.2008, 15:27 Автор: Родин Дмитрий
Тематика: Linuxopen sourcewindowsXPСПОцест
Виктор Алкснис: «Я понимаю, что покушаюсь на святое для любого линуксоида, и за это мне достанется на орехи» (начало) После известных событий имя российского политического деятеля Виктора Алксниса стало знакомым многим пользователям Рунета, некоторые из которых активно поддерживают депутата в его общественной деятельности по продвижению свободного ПО, а некоторые - не менее активно выступают против его инициатив по регулированию отношений в Сети.

Затронув тему свободного программного обеспечения и пообщавшись в ее рамках с экспертами в этой области, TelNews решил обсудить соответствующие вопросы и с Виктором Алкснисом. Результатом беседы стало большое интервью, которое было решено разделить на две части. В первой из них г-н Алкснис рассказывает о собственной региональной общественной организации «Центр свободных технологий» и ее первых инициативах, а также делится мнением об отношении властей и чиновников к проблеме оснащения ПО государственных учреждений.

- В последнее время на слуху недавно созданная вами с Александром Поносовым РОО ЦеСТ. Есть ли уже какие-либо конкретные проекты, реализуемые в рамках ЦеСТ? Как развивается ситуация с вашей инициативой по поводу ввоза в Россию компьютерного оборудования и комплектующих с драйверами для Linux?

- ЦеСТ пока только-только начал свою деятельность. Но вы действительно правы, говоря о том, что наша организация на слуху. Сейчас самое главное, чтобы мы смогли оправдать те ожидания, которые на нас возлагают многие сторонники свободного программного обеспечения. Первоочередной своей задачей мы видим пропаганду СПО - ведь до сих пор многие пользователи даже не знают о том, что существует альтернатива Windows и программам под нее.

Кроме того, как известно, одной из причин недостаточного использования СПО является и то, что, к сожалению, зачастую возникают проблемы при установке СПО на компьютеры, поскольку из-за отсутствия драйверов не работает компьютерная периферия (сканеры, принтеры и т.п.) и даже некоторые компьютерные комплектующие, например графические или звуковые карты. Это одна из-за серьезных проблем, препятствующих внедрению СПО, и именно поэтому первая «громкая» публичная инициатива ЦеСТа заключается в том, что мы выступили с предложением навести порядок в этом вопросе. Почему государство добилось того, что сегодня практически все мобильные телефоны в Россию ввозятся с русифицированными меню и переведенной на русский язык документацией? А почему сегодня потребителя, по сути дела, ограничивают в праве установить на компьютер ту операционную систему, какую он хочет? Именно поэтому мы подготовили соответствующий проект обращения в Правительство РФ.

Проект готовился при активном участии сторонников СПО, мы разместили его на сайте ЦеСТа и любой желающий мог поучаствовать в работе над ним. Я считаю, что совместными усилиями мы подготовили весьма качественный документ и он готов для отправки в Правительство РФ. Он будет направлен в форме депутатского запроса за подписью одного из депутатов Государственной Думы. Мы не спешили с его отправкой в связи с формированием нового правительства. Теперь же оно сформировано, и можно отправлять запрос, что и будет сделано в ближайшее время.

- Говоря о ЦеСТ, вы подчеркивали, что цель организации – предоставить пользователям свободу выбора ПО. Как увязываются с этим утверждением Ваши предложения ввести запреты и ограничения на ввоз в Россию компьютерного оборудования и комплектующих без свободных открытых спецификаций оборудования и драйверов?

- Давайте уточним по поводу запретов и ограничений. Сегодня запреты и ограничения вводят отдельные корпорации и фирмы, пытающиеся не допустить равноправной конкуренции на рынке программного обеспечения и «закрывают» протоколы и интерфейсы своего оборудования, к которому прилагаются драйвера исключительно под Windows. Не секрет, что известны факты, когда некоторые крупнейшие производители проприетарного программного обеспечения «ненавязчиво рекомендуют» своим партнерам по бизнесу ни в коем случае не раскрывать протоколы и интерфейсы своего оборудования, чтобы помешать продвижению на рынке СПО.

Но этому приходит конец. Напомню, что три месяца назад Еврокомиссия наложила на корпорацию Microsoft гигантский штраф в $2,6 млрд. и потребовала открыть протоколы обмена данными. ЦеСТ предлагает поступить в аналогичной ситуации намного гуманнее: мы не предлагаем оштрафовать Microsoft, а хотим, чтобы на российский рынок поступало только такое программное обеспечение и компьютерное оборудование, у которого открыты протоколы обмена данными, открыты интерфейсы оборудования или, в крайнем случае, поставлялись драйвера под наиболее распространенные операционные системы - Windows, MacOS и Linux.

Повторюсь: почему мы можем требовать от фирм-производителей поставки в Россию мобильных телефонов с русифицированными меню и документацией, но боимся потребовать от поставщиков компьютерного оборудования драйверов и открытых интерфейсов? Разве подобное требование как-то ограничивает свободу пользователям в выборе ПО? Мне кажется, наоборот, если подобная практика в России будет внедрена, то это как раз и расширит свободу пользователей в выборе ПО. И кроме того, хотел бы обратить ваше внимание на то, что закрытые протоколы, интерфейсы и драйвера, помимо всего прочего, могут содержать внутри себя закладки, которые могут представлять реальную угрозу информационной безопасности нашей страны.

- Как обстоят дела с юридическим оформлением деятельности ЦеСТ и привлечением спонсоров?

- Месяц назад документы были представлены в Росрегистрацию, но в связи с планами по реорганизации Правительства РФ они «зависли». Сейчас, как вы знаете, Росрегистрация ликвидирована, и регистрацией общественных организаций теперь будет заниматься Министерство юстиции. Но поскольку подобная реорганизация займет некоторое время, то нам опять придется подождать с официальной регистрацией ЦеСТа.

Но это никак не скажется на его работе, поскольку мы являемся некоммерческой организацией и не ставим перед собой цели зарабатывания денег. А значит, отсутствие свидетельства о регистрации не может помешать нам работать.

Что касается спонсоров, то, надеюсь, что уже в ближайшем будущем они появятся. Думаю, что сейчас к нам только приглядываются и оценивают наши возможности

- С какими основными трудностями приходится сталкиваться в своей деятельности сторонникам СПО в России вообще, и ЦеСТ – в частности?

- ЦеСТ работает, в первую очередь, на продвижение СПО в органах государственной власти, органах местного самоуправления, в образовательных и бюджетных организациях и учреждениях, поскольку именно там в ближайшие годы будет активно внедряться СПО. Мы не можем, да и не будем, навязывать СПО простым пользователям и коммерческим организациям. Они сами будут решать, какое программное обеспечение им использовать – проприетарное или свободное. Да, мы будем пропагандировать преимущества СПО и среди них, но только пропагандировать.

А вот органы госвласти и местного самоуправления будут обязаны перейти на СПО, о чем уже есть соответствующие политические решения. Но несмотря на эти политические решения, ощущается определенное противодействие процессу перехода на СПО. К сожалению, отдельные должностные лица не знают, а самое главное - и не хотят знать о преимуществах СПО, не понимают, зачем государство затеяло все это достаточно дорогостоящее мероприятие. К нам в ЦеСТ поступает много информации по этим вопросам, и мы по мере сил пытаемся решать эту сложную проблему

- Почему, по-вашему, у нас возникают ситуации подобные той, что сложилась в Челябинской области, где создавались препятствия для деятельности компаний, занимающихся продвижением свободного ПО?

- К сожалению, как я уже говорил, отдельные должностные лица в буквальном смысле этого слова противодействуют процессу перехода на СПО. В некоторых случаях, как мне кажется, можно рассматривать и коррупционную составляющую. Произошедшее в Челябинской области - типичный пример того, когда отдельные чиновники проводят политику, направленную против интересов государства.

Напомню, что 7 марта там должен был состояться аукцион «Поставка компьютерных классов для общеобразовательных учреждений Челябинской области». Наряду с поставкой оборудования предполагалась и поставка программного обеспечения. В аукционе предполагали принять участие и ряд фирм, предлагавших дистрибутивы Linux. Все они были отстранены от участия в аукционе под надуманным предлогом, что у поставщиков СПО в аукционной документации отсутствует наименования производителя и страны происхождения товара. В результате в аукционе приняла участие только одна фирма, предлагавшая программное обеспечение под Windows.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области признало этот аукцион незаконным и решение о его проведении было отменено. 21 апреля был назначен новый аукцион, снова прошедший с грубейшими нарушениями, поскольку в условиях аукциона на этот раз было жестко прописано требование о поставке именно только WindowsXP. 14 мая антимонопольная служба Челябинской области вновь указала на нарушения законодательства при назначении аукциона, но несмотря на это, он состоялся, и Министерство образования Челябинской области закупило именно Windows XP. ЦеСТ будет бороться за то, чтобы результаты аукциона были отменены, а виновники беззакония были привлечены к ответственности.

- Можно ли говорить о том, что случай в Челябинской области иллюстрирует нынешнее отношение государства и бизнеса к свободному ПО в образовании?

- Я не стал бы утверждать, что везде происходят подобные случаи, как в Челябинске. Например, в Пермском крае и в Татарстане, где сейчас проходит пилотный эксперимент по внедрению СПО в образовательных учреждениях, наоборот, органы власти оказывают в этом максимальное содействие. Но произошедшее в Челябинской области говорит о том, что государство обязано в отдельных в случаях и власть применить – чтобы поставить на место зарвавшихся чиновников.

- Какими вам видите перспективы open source в российских государственных учреждениях?

- Очень надеюсь, что пилотный эксперимент по внедрению СПО в школах трех субъектов федерации в этом году закончится успешно, и со следующего года начнется перевод всех образовательных учреждений Российской Федерации на СПО. Хотел бы обратить ваше внимание на то, что это будет крупнейший в мировой практике переход на СПО. Ну а с 2010 года, по планам, начнется переход на СПО и госучреждений. И к 2015 году Россия может оказаться первой в мире страной, где свободное программное обеспечение одержало победу.

Вторая часть интервью

Спонсор темы недели:


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100