Российский онлайн-рекрутмент: и вширь, и ввысь

Опубликовано: 21.11.2007, 15:34 Автор: Родин Дмитрий
Российский онлайн-рекрутмент: и вширь, и ввысь

Онлайн-рекрутмент в России пока не столь прибылен, как на Западе, но вряд ли этому стоит удивляться, поскольку аналогичная ситуация наблюдается практически во всех остальных сферах IT-бизнеса. К тому же, если сравнивать нынешнее положение участников рынка с тем, что имело место еще несколько лет назад, заметно, что жить им становится с каждым годом только лучше.

Однако, хотя бы для того, чтобы знать, к чему стремиться, все же взглянем на западные показатели. По информации The Wall Street Journal, в августе 2007 года сайт лидера западного рынка СareerBuilder посетили порядка 20,2 млн. уникальных посетителей, что на 2% меньше, чем месяцем ранее. Зато сразу на 4% увеличился трафик провинившегося в том же месяце Monster.com: на его сайт зашли 16,3 млн. человек. На третьем месте – сотрудничающий с Facebook и несколькими сотнями печатных изданий сервис Yahoo! HotJobs, сумевший привлечь 11,7 млн. посетителей, что сразу на 53% больше, чем в предыдущем месяце. При этом, по оценкам The Wall Street Journal, объем рынка составляет $5,9 млрд., а к 2011 году должен увеличиться на 64% - до $9,7 млрд.

Теперь о России. Как заявил весной этого года в интервью «Секрету Фирмы» Юрий Вировец, генеральный директор лидера отечественного рынка онлайн-рекрутмента HeadHunter, в нашей стране сегмент онлайн-рекрутмента ежегодно увеличивается почти на 50% в год - в два раза быстрее оффлайнового, а его объем пока составляет всего лишь около $20 млн., хотя в силу заметной «ненасыщенности» рынка мог быть и в 10 раз больше. Тогда же «Секрет Фирмы» сообщил, что наиболее оптимистично настроенные эксперты прогнозируют рост рынка до $100-200 млн. в ближайшие несколько лет, а в перспективе – максимум до $1-2 млрд.

Учитывая тот факт, что с момента опубликования упомянутого исследования прошло уже полгода, и ситуация могла несколько измениться, мы попросили нескольких экспертов и участников рынка дать свою оценку приведенным цифрам и современным объемам российского рынка онлайн-рекрутмента.

«Приведенная оценка выглядит несколько завышенной, - считает пресс-секретарь ИК «Финам» Владислав Кочетков. - По итогам года, объем рынка не превышал $15 млн. Хотя темпы роста в 50-60% вполне реальны. По итогам 2007 года, оборот рынка интернет-рекрутмента, скорее всего, превысит $23 млн. долларов. Перспективы у этого сегмента - отличные. Прежде всего, Интернет для поиска сотрудников начали активно использовать региональные работодатели, что дает хорошее поле для роста проектов с локальной ориентацией. Кроме того, дополнительный драйвер рынку придадут специализированные проекты (фрилансеры, молодежь, вторая работа и проч.)».

Юрий Вировец все же настаивает на цифре $20 млн. и сообщает некоторые данные, касающиеся HeadHunter: «Если в 2000 году этого рынка в России попросту не существовало, а в 2002-ом он оценивался максимум в $250 тыс., то с 2003 года оборот ежегодно увеличивается примерно в 1,5-2 раза. Нынешний объем рынка подбора персонала через Интернет в России оценивается экспертами в $20 млн. долл. Около 40% этого рынка принадлежит в настоящий момент компании HeadHunter и сайту hh.ru. Оборот компании в 2006-м году составил $6 млн., ежедневная посещаемость сайта – 120-140 тыс. уникальных посетителей».

«Оборот рынка интернет-рекрутинга (как дисплейной рекламы, так и сервисной) в 2007 году я оцениваю в $15-20 млн., - делится мнением первый заместитель генерального директора «РДВ-Медиа-групп» и идеолог сайта Работа.Ru Дмитрий Малин. - Доли ключевых игроков: до 70% рынка - у первой тройки (JOB.ru, Работа.Ru, HeadHunter). Ввиду того, что посещаемость - весьма неоднозначный показатель, т.е. не без труда поддающийся корректировкам со стороны участников рынка, оценивать по нему я бы не рекомендовал».

Директор по развитию Jobr.ru Денис Кочергин полагает, что по итогам текущего года объем рынка вырастет до $20 млн., а его лидеры при этом разделят между собой 80% выручки.

О том, за счет чего отечественный онлайн-рекрутмент будет расти заявленными, довольно высокими, темпами, можно дискутировать долго. Возможностей много: это и опыт Yahoo! HotJobs по сотрудничеству с социальными сетями и оффлайновыми изданиями, и пока не приносящие ожидаемого успеха новые возможности для работодателей по настройке фильтрации откликов, представляемые CareerBuilder и Monster.com, и манипуляции с платными услугами, и многое другое. Каждый из этих аспектов представляет собой отдельную тему для разговора, но не стоит забывать и о том, что помимо сугубо «технологических» факторов, на развитие этого рынка влияют и другие, имеющие к IT более отдаленное отношение – к примеру, политические, экономические и даже географические. Они обуславливают развитие рынка труда во всей стране и отдельных ее регионах, в оффлайне и онлайне. Кроме того, заслуживают упоминания и такие «традиционные» российские проблемы, как уровень проникновения Интернет и общая компьютерная грамотность населения.

Большее значение перечисленные факторы имеют именно в регионах – во многом из-за них отечественный рынок онлайн-рекрутмента пока далек от насыщения, и именно на них уже начали обращать все более пристальное внимание его участники.

«В регионах рынку онлайн-рекрутмента все еще приходится сталкиваться с трудностями: недостаточной «компьютерной уверенностью» со стороны работодателей, концентрацией основной массы интернет-аудитории в Москве и Санкт-Петербурге, стереотипным восприятием Интернета как «несерьезной» и бесплатной среды, неумением большинства соискателей грамотно составлять резюме, а также отсутствием общей культуры презентации компаний и написания объявлений о вакансиях, - сообщает Юрий Вировец. - Однако темпы роста интернетизации и экономического развития регионов достаточно высоки, поэтому все крупные игроки рынка онлайн-рекрутмента заинтересованы в региональном развитии».

В чем-то похожей точки зрения придерживается и Дмитрий Малин: «Региональные интернет-рынки, не в обиду им будет сказано, отстают от столичного на несколько лет. Прежде всего, это связано с темпами интернетизации регионов: например, в регионах далеко не все отделы кадров имеют доступ в Интернет. В последние 2-3 года наблюдается стабильный прирост посещаемости наших региональных сайтов и интереса работодателей к интернет-аудитории, а также выход на региональные рынки наших как федеральных, так и локальных конкурентов. Не сомневаюсь, что в будущем основной «территорией» конкуренции между федеральными игроками будут, прежде всего, регионы».

Денис Кочергин, в свою очередь, указывает на другой момент: «Онлайн-рекрутмент в крупных городах повторяет историю развития московского рынка - так будет и в дальнейшем. Но вот что касается небольших городов - то тут совершенно иная ситуация. Дело в том, что рынка онлайн-рекрутмента как такового там нет: большинство привлекательных вакансий с нормальной зарплатой расходятся среди друзей, родственников и знакомых».

Понятно, что и экстенсивные, и интенсивные пути развития российского онлайн-рекрутмента будут привлекать внимание игроков рынка, однако в заключение все же хотелось бы попросить их выделить основные, по их мнению, перспективы этого развития и его главные направления.

Юрий Вировец из HeadHunter напоминает о необходимости инвестирования в подобные проекты: «Очевидно, что этот рынок продолжит бурно развиваться, благодаря как проникновению Интернета, так и увеличению объемов инвестиций, в частности, иностранных. Количество сайтов будет продолжать расти на фоне очевидного лидерства нескольких игроков, которые будут готовы серьезно инвестировать в свое технологическое развитие и маркетинг».

Дмитрий Малин, представляющий сайт Работа.Ru, выделяет 4 тенденции развития рынка: «Во-первых, это интервенции: у российского рынка интернет-рекрутинга вряд ли есть шансы остаться без внимания крупных западных рекрутинговых сайтов, а также российских интернет-компаний, имеющих крупные трафикогенерирующие площадки. Во-вторых, специализации и новые платформы: следуя за пассивными соискателями, т.е. теми, которые не ищут работу, но могли бы об этом задуматься, рекрутинговые сервисы будут встраиваться в блоги, профильные сайты и социальные сети. Для обеспечения «узкой» эффективности уже сейчас активно развиваются профильные рекрутинговые сайты, например, в IT, медиабизнесе, для студентов. На мой взгляд, выиграет тот сайт, который будет многоплатформенным, т.е. представлен не только в онлайне, но и в оффлайне - в настоящий момент там большая востребованная аудитория. Поэтому наиболее сильные позиции на рынке будут у издательских домов, правильно выстраивающих свою интернет-стратегию, а также у интернет-компаний, которые понимают, что оффлайн еще здравствует. Третье - слияния и поглощения. Думаю, здесь комментарии излишни, это закономерно для развивающихся рынков. И, наконец, в-четвертых, это инновации: для упрощения подбора персонала, увеличения эффективности от размещения вакансий: на рынок будут выводиться новые сервисы, например, автоматически рекомендующие работодателю соискателей на основе его вакансии и т.п.».

«Перспективы представляются очень радужными, - заключает Денис Кочергин из Jobr.ru. - Российская экономика бурно растет, спрос на специалистов и менеджеров также увеличивается. Плюс к этому, во многих отраслях постоянно сокращается период работы сотрудника в одной компании. Все это вместе с бурным развитием интернет-технологий способствует активному росту онлайн-рекрутмента. Если же говорить о трендах, то в первую очередь это - банальное улучшение качества и расширение услуг. Далее - развитие узкоспециализированных ресурсов, работающих в определенных отраслях и нишах. И самое главное - в ближайшем будущем популярность ресурсов, которые всего лишь аккумулируют вакансии и резюме, значительно снизится, потому что такие сайты привлекают лишь тех, кто ищет работу в данный момент времени, а это далеко не самая большая часть потенциальной аудитории. Должно произойти качественное изменение под влиянием роста популярности социальных сетей».


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100