Хостинг по-русски: вагон и большая тележка

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Родин Дмитрий Рубрики: мнения
Хостинг по-русски: вагон и большая тележка Российский рынок виртуального хостинга сложно оценить в цифрах. Значительное количество игроков, имеющих небольшие доли в нем, еще больше осложняет эту задачу. Тем не менее, с помощью участников рынка попробуем рассмотреть эту нишу хотя бы в тех аспектах, где ситуация представляется чуть более прозрачной.
По традиции, начнем с определения столь насущного на сегодняшний день понятия «виртуальный хостинг». Как известно, это услуга размещения сайтов или других данных в Сети на серверах хостинг-компаний. Другими словами, компания выделяет определенное место на одном из своих серверов для клиента, а также предоставляет соответствующее ПО, необходимое для работы общепринятых форматов и приложений. Таким образом, в данной статье будет рассматриваться исключительно рынок таких услуг, а услуги по предоставлению выделенного сервера и виртуального выделенного сервера пока будут вынесены за скобки и, вероятно, станут темой для будущих публикаций.

Говоря о любом рынке, невозможно не затронуть тему денег, оборота, и уже здесь возникает первая проблема с подсчетами. Как правило, клиенты платят поставщикам услуг за предоставленное место на сервере, однако небольшие (в основном, любительские) проекты нередко прибегают к услуге бесплатного хостинга, в обмен на предоставленное место размещая на своих ресурсах рекламу. Платный виртуальный хостинг – наиболее распространенная услуга среди провайдеров, многие из которых начинают свою деятельность на рынке именно с работы в этом направлении. Она, соответственно, сопровождается массовым спросом среди клиентов так называемого «среднего класса» (как физических, так и юридических лиц), так как выделенный сервер пока себе могут позволить лишь наиболее серьезные и крупные проекты.

По данным сайта «Хостинг Обзор», указанную услугу в нашей стране предоставляют более 400 провайдеров. Учитывая нынешний уровень проникновения Интернета в России и низкий уровень компьютерной грамотности значительной части населения, на первый взгляд количество поставщиков услуги может показаться слишком большим. Но если разобраться, окажется, что серьезными игроками рынка из них можно назвать всего два десятка, что подтверждают и сами представители компаний, входящих в этот топ.

«Это действительно впечатляющая цифра, – комментирует данные сайта «Хостинг Обзор» руководитель отдела виртуального хостинга компании PeterHost.Ru Михаил Иванов. - Однако среди этих хостинг-провайдеров действительный интерес представляют всего два десятка поставщиков услуг. Остальные компании предоставляют услуги менее чем одному проценту пользователей».

«Основная масса проектов пользуется хостингом провайдеров первой двадцатки, остальные же хостинг-провайдеры хоть и имеют своих пользователей, но их доли на рынке несущественны, а уровень сервиса зачастую оставляет желать лучшего», - считает технический директор компании .masterhost Дмитрий Криков.

В свою очередь, заместитель начальника отдела хостинга телекоммуникационной компании «Караван» Ирина Ломакина, в целом соглашаясь с предыдущими комментаторами, обращает внимание на недостаточно высокий уровень технического оснащения большинства провайдеров, необходимого для предоставления услуг виртуального хостинга. Более того, Ломакина предпочитает не называть такие компании хостинговыми: «Не нужно строить иллюзий относительно масштабности рынка хостинга. На нем не более 20 серьезных игроков на всю Россию. «Почти хостинговых» компаний пруд пруди. Но на долю каждой из них приходится по несколько десятых процента. Практика показывает, что абоненты в конечном счете переходят к серьезным хостерам с более высокими тарифами и достойным качеством обслуживания. Также хочется отметить, что на всю страну приходится не более двух десятков дата-центров. Именно из их стоек растут все хостинговые и «почти хостинговые» компании.

Считаем дальше: даже если серьезных игроков из нескольких сотен всего около 20, то получается, что доля каждого из них намного меньше, чем, скажем, доля любого из участников «большой тройки» на отечественном рынке сотовой связи. Известно, что лишь доля компании .masterhost смогла перевалить за символическую отметку 10%, остальные же лидеры, включая «РБК-Хостинг», имеют и того меньше. При этом представители компаний прогнозируют, что в ближайшее время эта тенденция сохранится.

«Общая картина в ближайшее время существенно не изменится, так как стоимость входного билета в этот бизнес не очень высока, и хостингом пытается заниматься большое количество различных компаний», - комментирует положение дел Дмитрий Криков. Ту же мысль поддерживает и Михаил Иванов: «Это совершенно нормальная ситуация. Рынок хостинга активно развивается, появляются новые компании и «оттягивают» на себя часть клиентов. И, скорее всего, в обозримом будущем эта тенденция будет сохраняться».

«Это абсолютно нормальная ситуация, - подытоживает Ирина Ломакина. - Основные крупные игроки – это одинаково сильные компании. Никто не жалеет инвестиций в самое современное оборудование, творческий подход к привлечению новых абонентов, регулярные тренинги для технической поддержки и обучение инженерного состава, безостановочный процесс развития. Или компания лучшая, или ее уже нет».

Однако представитель «Каравана» отказалась дать свою оценку оборота российского рынка виртуального хостинга, в то время как Дмитрий Криков и Михаил Иванов, пусть и с небольшими оговорками, все же поделились своими соображениями на этот счет.

«Точную сумму назвать весьма затруднительно, – сообщил руководитель отдела виртуального хостинга PeterHost.Ru. - Приблизительно же годовой оборот российского рынка виртуального хостинга можно оценить в $60 млн.». Более осторожным в своей оценке оказался технический директор .masterhost: «На сегодняшний день только в зоне .RU зарегистрировано более 967 тыс. доменов (а они в основном «хостятся» в России), и с учетом того, что большая часть доменов размещается все-таки на виртуальном хостинге, годовой оборот хостингового бизнеса можно оценить в районе $50-100 млн.».

Памятуя о том, что все комментаторы назвали нынешнюю ситуацию на рынке вполне нормальной, можно и нужно предположить, что в существующих условиях он растет, и на отметке $50-100 млн. останавливаться не намерен. Хотя здесь мнения специалистов о том, за счет каких ресурсов рынок собирается это делать, и разошлись, противоречащими друг другу их назвать никак нельзя.

«Ежедневно регистрируется множество фирм, появляются свежие идеи, - начинает представитель «Каравана» Ирина Ломакина. - В свете того, что современный бизнес немыслим без интернет-представительства, рост рынка хостинга на ближайшее десятилетие гарантирован».

Михаил Иванов из PeterHost.ru, напротив, указывает на увеличение клиентской базы: «Рост российских провайдеров виртуального хостинга обусловлен, прежде всего, общим ростом российского сегмента Интернета и, соответственно, ростом количества самих пользователей сети. Увеличение же количества пользователей неизбежно ведёт к увеличению потенциальной клиентской базы хостинга».

Мнения своих коллег, по сути, объединил в комментарии представитель .masterhost Дмитрий Криков: «На сегодняшний день рынок активно растет за счет прихода небольшого и среднего корпоративного пользователя, который активно пользуется предоставляемыми Сетью возможностями и хочет иметь в ней собственное представительство».

В завершение обзора российского рынка виртуального хостинга попытаемся все же определить его долю среди других хостинговых услуг (мы уже говорили о том, что это наиболее распространенный и массовый сервис) и проследить динамику ее изменения. Как отмечает Михаил Иванов, несмотря на то, что количество потребителей услуг виртуального хостинга превышает количество потребителей услуг «выделенного хостинга» примерно на три порядка, по обороту последний отстает всего лишь на порядок, что связано с более высокой стоимостью этих услуг. «Изменения соотношения пока не предвидится, - заявил он. - Более того, весьма вероятно ещё большее увеличение доли виртуального хостинга по сравнению с «выделенным»».

Собственную оценку по данному вопросу дал и Дмитрий Криков: «С финансовой точки зрения, доля виртуального хостинга на российском рынке составляет около 60% и постепенно уменьшается, так как ресурсоемкость проектов растет, и все чаще предпочтение отдается VPS или выделенным серверам. С точки зрения количества размещенных проектов, виртуальный хостинг является безусловным лидером. Оговорюсь, что эта оценка касается лишь проектов относительно небольшого размаха – начального и среднего уровня. В корпоративном же секторе выделенные серверы по обороту существенно перевешивают и составляют несколько иную общую финансовую картину».

Спонсор "Темы недели"


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100