Last.fm отбирает у музыкантов все права?

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Родин Дмитрий Рубрики: мнения
Last.fm отбирает у музыкантов все права? Дискуссии об отчислении роялти интернет-радиостанциями, получившие бурное развитие этим летом неожиданно нашли свое продолжение с появлением обвинений Last.fm в отбирании прав у независимых музыкантов.

Все началось с нескольких сообщений западного онлайн-издания p2pnet, посвященного вопросам авторских прав. Представив своим читателям в понедельник малоизвестную музыкальную группу из Варшавы Syndrom Kreta, авторы издания с разрешения правообладателей выложили на своем сервере в бесплатном доступе несколько ее композиций в формате MP3. В комментариях к этой записи один из читателей предложил им в дальнейшем загружать музыку на Last.fm, указывая при этом в качестве лейбла p2pnet, что, как он верно заметил, могло бы поспособствовать большему вниманию - как к музыкантам со стороны слушателей, так и к изданию, желающему привлечь новых читателей.

Представители p2pnet, в свою очередь, по достоинству оценили интересное предложение, однако следовать этому совету не поспешили, обратившись за консультацией к одному из юристов, специализирующихся на сфере развлечений, Фреду Уилхелмсу (Fred Wilhelms). Последний же поторопился предупредить издание об опасности таких действий: по его словам, «лицензионное соглашение Last.fm дает этому сервису неограниченные права на всю музыку, размещенную на его сайте, буквально навсегда». Кроме того, загружая свою музыку на Last.fm, музыканты навсегда «отказываются от всех своих прав на получение роялти». Таким образом, по мнению юриста, последовав совету своего читателя, p2pnet передало бы Last.fm права, которых не получало от самих музыкантов.

Учитывая мировую популярность и стоимость Last.fm, а также его укрепление его лидерских позиций на рынке в отсутствие в большинстве стран Pandora и сотрудничество с мейджорами, столь серьезные обвинения не могли пройти незамеченными. К чести Last.fm, видимо, активно занимающегося мониторигом Интернета, ответ музыкальной социальной сети был незамедлительным. Представитель сервиса Расс Гарретт (Russ Garrett) для начала вежливо прокомментировал слова Уилхелмса, оставив сообщение прямо на сайте p2pnet, после чего пригласил заинтересовавшихся на форум Last.fm, где уже был готов более развернутый ответ.

При загрузке музыкальных файлов на Last.fm пользователю предлагается указать, от чьего лица он выступает, – артиста или лейбла. Другие категории пользователей могут быть подвергнуты судебному преследованию за аналогичные действия, о чем на соответствующей странице сервиса и «висят» соответствующие предупреждения. Т.к. p2pnet должно было выступить в качестве лейбла, то на данный случай распространяются условия типового соглашения между Last.fm и лейблом о размещении последним принадлежащей ему музыки. Как отмечает Расс Гарретт, в п. 4.1 этих правил указано, что лейбл может в любой момент разорвать соглашение с сервисом, либо предупредив его об этом не позже, чем за неделю, либо самостоятельно удалив конкретные композиции.

На официальном же форуме Last.fm другой представитель сервиса, Йонас Вуст (Jonas Woost), в свою очередь, попытался популярно объяснить, что роялти его компания все-таки выплачивает. Он недвусмысленно дал понять, что его компания делает отчисления в пользу собирающих обществ (здесь он привел примеры SoundExchange, ioda и The Orchard, но отметил, что на самом деле их намного больше), которые занимаются перераспределением роялти между заработавшими их лейблами и музыкантами.

Представитель Last.fm сообщил, что его сервис делает отчисления собирающим обществам из-за того, что работать напрямую с каждым лейблом или артистом было бы «административным кошмаром»; и лейблы, и артисты своевременно предупреждаются об этом в процессе загрузки музыки, однако это вовсе не означает, что, продолжая ее, они собственноручно расписываются в отказе от получения роялти.

В итоге, Йонас Вуст фактически признал несовершенство схемы работы Last.fm c независимыми музыкантами и лейблами, заявив, что если они хотят получать причитающиеся им роялти, он «рекомендует им вступить в официальные или независимые же собирающие общества». В качества примера последних он приводит CD Baby и TuneCore – организации, помогающие музыкантам получать деньги за свое творчество, не связываясь сомнительными контрактами с «традиционными» лейблами (девиз TuneCore: «Sell your music, not your soul»). Только в этом случае они смогут получать деньги за скачивание и воспроизведение своей музыки на Last.fm. Других вариантов сотрудничества немного: разорвать соглашение в обозначенном выше порядке либо же продвигать свое творчество посредством популярной социальной сети на безвозмездной основе.

В заключение отметим, что на Last.fm представлены композиции и многих российских исполнителей и лейблов. Среди наиболее известных из них – «полные» песни групп «Аквариум» и «Мумий Тролль». Получают ли они от этого какие-либо отчисления – к сожалению, неизвестно.

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100