Через Сеть к звездам

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Родин Дмитрий
Через Сеть к звездам Скачивать музыку из Интернета умеют все, при этом многие зачастую даже и не задумываются, откуда она там появляется. О пиратах, звездах и лейблах мы уже говорили, теперь же настал черед порассуждать о методах раскрутки начинающих и малоизвестных музыкантов – ведь если нет ни связей, ни денег, всем им, талантливым и не очень, прямая дорога в Сеть – «себя показать».

Интересная вещь: сначала одержимые юноши и девушки, уставшие после репетиций и консерваторий, с огнем в глазах всеми силами пытаются пробиться к публике. Ловить за рукав продюсеров у входа на влиятельные радиостанции сейчас уже как-то немодно, а по старинке высылать демо на лейблы, складывается ощущение, - бесполезно. Вот и выкладывают они свои трогательно и нескладно скроенные демо-записи в Сеть – места там навалом, аудитория, как нигде, широкая, да и, честно говоря, и выбора-то больше особо и нет. Дело за малым – обскакать тысячи таких же молодых да ранних и талантливых, сделать так, чтобы внимание обратили именно на тебя, а не на них. Здесь уже становится понятно, что одним талантом обойдешься вряд ли – нужно еще уметь его преподнести. Когда же в одном случае из тысяч все складывается, как планировалось, и звездочки местных локальных сетей, становятся звездами стадионов и гостями ток-шоу, начинается обратный процесс: нытье о пиратстве, выпуск защищенных от копирования дисков, 30-секундные отрывки песен на навороченном официальном сайте и закрытые пресс-прослушивания.

Но это – после. Пока же поговорим о начальной стадии – раскрутке малоизвестных музыкантов в Сети. С Западом все проще – там, помимо MySpace и Last.Fm (в общем-то, доступных и российским музыкантам), есть еще куча специальных проектов, программ, и небольших лейблов, редко пропускающих что-то действительно стоящее. Особенно в США очень развито именно нишевое деление - то есть для артистов определенных жанров (каким бы условным не казалось деление музыки на жанры) есть свои определенные лейблы, и даже если ты с друзьями после колледжа, смазав челку гелем, не косишь под Backstreet Boys, а выдаешь 40-минутные соло на диджериду, для тебя все равно найдется отдельный лейбл (подразделение лейбла, интернет-проект, радиостанция, клуб, фестиваль), специализирующийся (вот совпадение!) именно на 40-минутных соло на диджериду. Хотя все вышесказанное и несколько преувеличено, тем не менее, самораскрутка американского музыканта, грубо говоря, действительно сводится к поиску правильного места.

Не хочется в очередной раз обсуждать недостатки России по сравнению с Западом, но очевидно, что у нас даже самым одаренным артистам добиться признания без чьей-либо финансовой поддержки гораздо сложнее. Скажем так: до Запада нам в этом плане еще как до луны, но свои проекты все же потихоньку начинают появляться. На них и остановимся поподробнее.

Начнем с того, что в России раскрутка музыкантов в подавляющем большинстве случаев проявляется в 2 противоположных ипостасях: музыкант ничего не делает для своего продвижения, и в него вкладывают деньги «со стороны», или же на музыканта никто не обращает внимания, и он, помимо творчества, самостоятельно делает все, чтобы его заметили. Здесь, как и везде, идеальным вариантом представляется «золотая середина», т.к. в первом случае артистов чаще всего «закабаляют» лейблы и/или продюсеры, а во втором – отсутствие собственных денег зачастую приводит к отсутствию энтузиазма у уставших заниматься не своим делом артистов. Что-то среднее между этими двумя крайностями - как раз и есть та самая западная система, при которой и музыкантам легче найти подходящий (пусть и небогатый) лейбл, и сами лейблы активно следят за начинающими артистами, чтобы невзначай не упустить очередную восходящую звезду.

Первым делом, в Сети музыкантам, конечно, стоит воспользоваться всемирно популярными способами раскрутки – сайтами вроде старого Mp3.com, завести аккаунт на MySpace (обязательно закачать туда свою музыку) и «френдить» нужных людей. Last.fm все же предназначен для несколько иных целей, поэтому там часто встречаются ситуации, когда закачанную артистами музыку в итоге никто так и не прослушал. Из таких ситуаций можно выходить, имея определенную долю наглости, однако не «срываясь» при этом на откровенный спам: как в индивидуальных аккаунтах, так и в группах Last.fm есть такая замечательная функция, как рекомендации – «Рекомендованные артисты», «Рекомендованные треки», а также «Любимые треки». Рекламировать себя посредством личных сообщений в Last.fm уже будет перебором (хотя и такое встречается), но в «Shoutboх» того или иного юзера или группы написать пару слов о своей музыке можно.

Разместить у себя информацию о своей группе и ее предстоящих концертах, а также фонограммы, на бесплатной основе дают возможность и легендарные «Звуки.ру». Отметив почему-то затихший в последнее время фестиваль "Current Music", перейдем к блогам - без них сейчас никуда (их можно рассматривать в качестве альтернативы официальным сайтам). Аккаунты отдельных музыкантов, коммьюнити группы, другие сообщества – все это площадки для продвижения своей музыки. Здесь тоже важно не переусердствовать – засорение посторонних сообществ афишами своих концертов зачастую справедливо расценивается как спам и может иметь эффект, прямо противоположный тому, которого хотелось достичь. Можно попытаться каким-то образом попасть в сферу интересов проекта Musiclook "Музыканты ЖЖ" и также получить возможность выступить на соответствующем фестивале. С форумами еще сложнее: если блог музыканта или коммьюнити группы – это их территория, на которой они могут делать все, что им вздумается, то на приличных форумах так откровенно живописать все прелести своих музыкальных записей могут просто не дать – и по-своему будут правы. И в блоги, и в форумы стоит вставлять форму с IMEEM – это будет как ролик YouTube с кнопкой «Play» и регулятором громкости, только без видео, который позволит слушателям тут же прослушать песню, прокомментировать ее и порекомендовать друзьям. Что-то похожее уже предлагает и Last.fm, но его работа в этом плане не отличается стабильностью. Добавим, что и в MySpace c Last.fm, и в форумах, и в блогах огромное значение имеет поддержка друзей, родственников и знакомых, готовых в нужный момент сделать кросспост со ссылками на музыку или рекламой концерта. У них, в свою очередь, есть свои отзывчивые друзья, которые, в итоге, и создадут что-то вроде вирусного маркетинга, но, опять-таки, меру здесь надо знать. Если артист готов не получать денег за релизы, есть возможность издаваться на немногочисленных отечественных интернет-лейблах, правда, стоит помнить о том, что это тоже все-таки лейблы, и кого попало к себе не берут.

Также существуют и специальные интернет-проекты, направленные на поддержку начинающих музыкантов. Если отмести мелкие и совсем уж новые начинания вроде звучного Колбасево.ру или Videomusic.ru, специализирующегося на видеоклипах групп любого уровня популярности, у нас есть, как минимум, 3 серьезных проекта, действующих в этом направлении. Начать здесь, стоит с принадлежащего «Икс-Медиа» RealMusic.Ru. Пересказывать суть его работы не имеет смысла – легче зайти и посмотреть на количество зарегистрированных авторов, - но то, что он является признанным лидером в этой области – факт. Ограничимся лишь названиями наиболее интересных рубрик, которые говорят сами за себя: «Музыка», «Музыканты», «Авторы слов», «Фотосессии», «Новости музыкантов», «Афиша выступлений» - то есть все, что есть, можно смело выкладывать на RealMusic.Ru. Удобством для слушателя служат разделение всей закачанной музыки по стилям, возможность посмотреть оценки других слушателей и поставить собственные. Периодически проводятся конкурсы с призами. Установлено ограничение на объем закачиваемых файлов – 20Mb, но для бесплатного сервиса это простительно.

Сравнительно молодой проект «Герой нашего времени», созданный Вадимом Самойловым из группы «Агата Кристи», имеет прямое отношение к «Нашему Радио», и лучшие песни с него попадают в эфир радиостанции. Сразу же возникает вопрос об ограничении музыкантов рамками определенного и всем известного формата, но представители проекта всячески отрицают его наличие в какой-либо форме. Помимо «обязательных» конкурсов, рейтингов и фестивалей, проект отличается тем, что в определенных случаях предоставляет наиболее талантливым музыкантам возможность записать и выпустить альбом. Степень «талантливости» определяется как слушателями, так и самим Вадимом Самойловым, но последнее слово остается все-таки за руководителем проекта.

Последний энтузиаст – Free!Music – также имеет свои отличительные особенности. Здесь они кроются в особой юридической отработке вопроса с авторскими правами. Музыкантам предлагается подписать (именно физически подписать) на выбор одну из двух деклараций, в соответствии с которыми их выложенная на сайт музыка может или не может использоваться для публичного воспроизведения (с обязательным указанием авторства и контактов автора) без их дополнительного согласия и выплаты гонорара. Декларацию можно и не подписывать – в таком случае, треки все равно будут располагаться на сайте – в «режиме ознакомления». Free!Music в подтверждение своих серьезных намерений имеет собственное интернет-радио, FTP-сервер, а также свои представительства в ЖЖ и Last.fm.

Закончим обзор беседой с руководителем Free!Music Валерием Мифодовским, который подытожил все вышесказанное, рассказав об особенностях раскрутки отечественных музыкантов в целом и о собственном проекте – в частности:

- На Западе многие музыканты раскручиваются при помощи социальных сетей вроде MySpace. Почему этот способ не так популярен у нас?
- У нас он тоже популярен. Только в силу меньшей аудитории в Сети и блогосфере он менее эффективен. Но ситуация будет постепенно меняться в лучшую сторону.

- Должен ли музыкант для «обретения» собственного слушателя обладать еще чем-то, кроме таланта? Что еще он может сделать для этого в Сети, помимо рассылки своих демо (промо) на проекты вроде Free!Music и саморекламы в блогах и коммьюнити?
- Он должен обладать качествами менеджера и способностью к анализу и обучению. Без этого шансов мало. Также он должен определиться со своей позицией: либо стремиться встроиться в существующую модель, либо принять решение писать музыку для людей а не для шоу-бизнеса.

- В чем заключаются особенности проекта Free!Music по сравнению с RealMusic.ru, «Героем нашего времени» и другими?
- В отличие от других проектов, мы не просто хранилище файлов, а архив файлов разрешенных к использованию. Мы рассчитываем что те, кто нуждается в бесплатной музыке, скорее, будут изучать специализированный ресурс, а не огромные хранилища, в которых нужно копаться. В них, даже найдя то, что подходит, не факт, что получится быстро договориться с правообладателями об использовании. С некоторыми музыкантами даже невозможно быстро связаться - не то, что оформить документы. Цель сайта Free!Music - подготовить и отобрать материал, сняв часть проблем с тех, кто хочет использовать музыку. Пусть музыкального материала будет меньше, зато он будет более востребованным, а значит, автор достучится до аудитории в обход традиционных медиа.

- За счет чего живет и действует проект Free!Music? Есть ли к проекту интерес со стороны рекламодателей?
- Ресурс живет за счет энергии добровольных помощников и моих скромных инвестиций. Интереса со стороны рекламодателей пока нет, и мы будем стараться максимально долго обходиться без рекламы на сайте.

- Есть ли примеры музыкантов, которым Free!Music действительно ощутимо помог в продвижении?
- Проект в активной фазе существует всего лишь год и лишь набирает силу. Пока рано говорить о массовом проникновении идеи, и есть ряд проектов, которые совсем недавно встали на этот путь и получили первые результаты. Пока я только могу привести в пример группу, которая первой стала применять подход Free!Music в России - EXIT project. Совокупный тираж дисков, которые вышли, благодаря концепции Free!Muisc, за год составил около 110. тыс. штук. Это не мало для инструментальной музыки. В ближайшее время выйдет приложение к журналу «Mobi» тиражом 70 тыс. экземпляров. Группа стала все больше ощущать интерес к своей музыке, стала больше давать концертов. В мае выйдет третий альбом, и на нем будут наши идеи будут опробованы в полной мере. К концу года можно будет оценивать результаты.

- Как на Free!Music прорабатывается вопрос с авторскими правами? Почему был выбран именно такой вариант, и не возникало ли с ним проблем?
- Вопрос с правами решается просто. Автор подписывает одноименную декларацию, в которой разрешает использовать его музыку всем в равной степени. Проблем пока не было. Мы выбрали такой вариант как самый простой и понятный музыкантам. Западные лицензии оказались слишком сложными для понимания музыкантами, и пришлось разработать формат декларации на 1 лист, т.к. больше читать никто не хочет.

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100