Передел рынка мобильной связи?

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Родин Дмитрий
Передел рынка мобильной связи? Представленные Инфокоммуникационным Союзом результаты собственных исследований работы виртуальных операторов мобильной связи разделили участников рынка на два лагеря. Одни уверены в том, что такая бизнес-модель позволит занять до 25% российского рынка, другие же не видят в таком варианте развития своего бизнеса никаких перспектив.

Инфокоммуникационный Союз (ранее - Ассоциация 3G) создан в декабре 1999 года. Его основная цель - координация деятельности всех заинтересованных сторон в области развития рынка инфокоммуникационных услуг. Членами Союза являются «ВымпелКом», «МегаФон», МТС, «Московская Сотовая Связь» и другие. Ассоциированными членами являются 43 компании и организации: операторы сотовой и дальней связи, транзитных и фиксированных сетей, научно-исследовательские, научно-производственные и проектные организации, компании-производители оборудования, контент- и сервис-провайдеры, поставщики программных средств, системные интеграторы, управляющие и консалтинговые компании, организаторы выставок и конференций.

В конце прошлого года Союз на заседании в Мининформсвязи обнародовал результаты результаты исследований в области внедрения в России виртуальных сетей подвижной связи (ВСПС), в январе же было заявлено об эффективности бизнес-модели виртуальных операторов сотовой связи и о возможности ее применения в России.

Напомним, что Инфокоммуникационный Союз представил на рассмотрение результаты исследований, которые проводились в рамках работ по созданию и испытанию двух фрагментов опытной зоны MVNO (Mobile Virtual Network Operator). Испытания проводились в 2005 – 2006 годах на фрагментах сетей компаний «Народный Мобильный Телефон» и «Евросеть». В испытаниях в качестве базовых принимали участие пять региональных операторов: «Нижегородская сотовая связь», СМАРТС, Tele2, «Московская Сотовая Связь» и «ВолгаТелеком». Оборудование для сетей «виртуальных операторов» поставляли Siemens, Huawei и Lucent. Всего в проведении исследований приняли участие более 20 российских и зарубежных компаний.

Основным результатом работы стал вывод об эффективности бизнес-модели операторов ВСПС при внедрении новых услуг подвижной связи и реальной возможности технической реализации ВСПС в России с соблюдением действующих правил проектирования и эксплуатации сетей подвижной связи. Также юридически обоснована возможность легитимной деятельности в России операторов ВСПС на основе соответствующей лицензии. Особо подчеркивается, что порядок лицензирования деятельности операторов ВСПС может быть основан на действующей нормативно-правовой базе.

При этом Президент Инфокоммуникационного Союза А.Е. Крупнов отмечает необходимость быстрейшего решения всех вопросов обеспечения деятельности операторов ВСПС накануне развертывания сетей связи третьего поколения в России.

В бизнес-среде же мнения на этот счет, как водится, разделились. Некоторые, как например, президент «Евросети» Эльдар Разроев, считают, что в ближайшие годы виртуальные операторы смогут занять до 20%, а то и 25% рынка. В качестве положительного примера приводится крупнейший английский холдинг Virgin, у которого несколько миллионов абонентов сотовой связи при том, что это далеко не основное направление его деятельности.

Аргументы пессимистов, отрицающих возможность успешного применения указанной бизнес-модели в России тоже понятны: российский рынок пока к такой модели не готов, да и законодательная база, по их мнению, в этом плане все-таки не до конца отвечает всем требованиям успешного ведения бизнеса. Также существует проблема с емкостью сетей: если у европейских сотовых операторов почти всегда были запасы емкости сетей, и они успешно продавали трафик «виртуалам», то на примере Японии, чьи операторы таких запасов не имели, и ситуацию со временем спасло только развертывание в стране сетей 3G, можно предположить возможные итоги внедрения этой бизнес-модели в России. С проблемой нехватки емкости сетей сегодня сталкиваются все операторы «большой тройки»; поэтому «Вымпелком» уже «открестился» от предложения своих сетей виртуальным операторам, по крайней мере, в течение этого года, а МТС не намерены работать с «виртуалами» в течение, как минимум, ближайших двух лет.

«Действительно, для успешного развития рынка виртуальных операторов в нашей стране, прежде всего, необходимо выполнение самого главного условия – операторы «большой тройки» должны согласиться предоставить свои частоты желающим развивать «виртуальный» бизнес, – заявил в интервью TelNews.ru генеральный директор группы компаний DИКСИС Алексей Чуйкин. - Однако, на наш взгляд, в итоге российский сотовый рынок все-таки придет к развитию данной бизнес-модели. Доходы сотовых дилеров от продаж контрактов постепенно снижаются, а виртуальный оператор – это еще и вариант диверсификации бизнеса. Кроме того, в настоящее время размеры некоторых розничных сетей уже таковы, что они могут без существенных затрат на маркетинг и рекламу продвинуть данные услуги под своим брендом. Операторам, в свою очередь, тоже рано или поздно станет выгодно отдавать часть емкости MNVO-коллегам, тем более, если они начнут развивать собственную розницу. Однако, в любом случае, ситуация изменится не ранее, чем через год, а то и два».

«В данный момент мы вообще не считаем это направление развития перспективным», - сообщила PR-директор компании «Цифроград» Татьяна Москалева и прояснила позицию компании в беседе с TelNews.ru:

- Можно ли сейчас говорить о нежелании операторов «большой тройки» делиться трафиком, что тормозит развитие виртуальных операторов сотовой связи?
- Операторы «большой тройки» пока не заинтересованы в появлении виртуальных операторов. Продолжающееся наращивание клиентской базы и отсутствие излишков емкости сетей делают подобные проекты малоинтересными для ведущих операторов сотовой связи.

- Существует ли в настоящее время в России необходимая законодательная база, позволяющая нормально функционировать виртуальным операторам сотовой связи?
- Мы не видели подробных результатов исследований Инфокоммуникационного Cоюза по оценке применения модели работы виртуальных операторов сотовой связи в России в рамках существующей правовой базы. По крайней мере, четко прописанных законодательных норм регулирования и осуществления подобной деятельности на сегодняшний день нет.

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100