Ежедневное электронное издание о российском Интернете
Сплетая сети
Как мы уже увидели на этой неделе, социальные сети стали привычны и для Рунета. Конечно, пока нет той степени проникновения, и развитости, как у западных аналогов, будь то LinkedIn или Facebook, но общая тенденция видна совершенно ясно.
Итак, что же происходит вокруг? Социальные сети появляются постоянно. В том числе становится всё больше сетей узкой направленности. Компактные, сфокусированные на конкретной группе аудитории социальные сети появляются едва ли не каждую неделю – будь то сети для толстяков, топ-менеджеров или владельцев кошек. Если верить исследованиям, опубликованным в Economist, то американцы на сайтах социальных сетей уже проводят больше времени, чем на порносайтах. Активный пользователь Интернета в большинстве случаев участвует одновременно в нескольких подобных сервисах.
Такое многообразие социальных сетей можно оценивать по-разному. С одной стороны, появляется множество площадок, ориентированных на свою аудиторию и предоставляющих сервисы с учетом её особенностей. С другой стороны, одним из недостатков, признаваемых практически всеми специалистами, является отсутствие их интеграции и возможностей обмена данными, экспорта и резервного копирования. В результате, подобная раздробленность не позволяет создать единое пространство и представить в удобном виде все данные о человеке, которые и так есть в сети. В конце концов, человек вполне может оказаться толстяком – топ-менеджером, обожающим свою кошку и активно участвующим во всех трех сервисах.
Подобные ограничения не позволяют сетям и в полной мере осуществлять свои прямые «социальные» функции. Скажем, в своем аккаунте пользователь "МойКруг" не может указать в качестве знакомого пользователя «В контакте». Да и поиск контактов сразу по нескольким сетям их штатными средствами невозможен – для этого создаются отдельные сервисы, подобные yoName, жаль только русских аналогов я не знаю.
Пожалуй, одной из основных причин такой закрытости является надежда сохранить пользователей, просто блокируя их данные. Нет, никто не говорит о присвоении чужой информации – копирайта у пользователя никто не отнимает, но если пользователь, скажем, соберется мигрировать, то все контакты, данные и файлы ему придется переносить руками. В случае же, если пользователь действительно активен, объем данных будет действительно большим, возможно, достаточно большим, чтобы заставить пользователя остаться. Одновременное участие сразу в нескольких сетях требует времени, так что социальные сервисы начинают активно пожирать время своих пользователей.
Есть примеры, когда даже реализованные и запущенные возможности по экспорту данных блокировались. Например, Facebook предоставлял возможность экспорта списка своих знакомых в формате VCard, но вскоре заблокировал эту возможность. В итоге пользователи вынуждены использовать стороннее ПО.
Кроме ограничения функциональности, возникают и другие проблемы. Со стороны пользователя ситуация может оказаться печальной – допустим, что пользователь активно пользуется социальной сетью и, в частности, использует её как адресную книгу. Что произойдет, если в один прекрасный день этот сервис закроется?.. Будет ли возможность хотя бы скопировать адресные данные своих знакомых? А вероятность закрытия сервиса есть всегда – вспомните, например, как в результате конкуренции с Google Calendar был вынужден закрыться прекрасный онлайновый календарь Kiko.
Конечно же, важную роль играет просто отсутствие яркого примера успешной реализации озвученных принципов, которая принесла бы выгоду своим создателям, и нехватка готовых и общепризнанных стандартов. При этом отдельные компоненты этой головоломки уже существуют – существует OpenId, позволяющий создать единую децентрализованную систему авторизации, существуют микроформаты (тот же hCard).
Кажется, что и основные лидеры в этой области не против – скажем, SixApart активно продвигает OpenId, более того, автоматически создает OpenId для каждого пользователя LiveJournal и Vox, аналогично поступает и AOL.
Наиболее ярко по этому поводу высказался Тим Сполдинг (Tim Spalding), основатель LibraryThing: «Предоставление пользователям возможности свободно импортировать и экспортировать их данные – это всего лишь еще один компонент качественного и надежного сервиса».
Аналогичные взгляды высказывают и представители Google и других компаний. Что ж, остается надеяться, что в ближайшие несколько лет мы увидим реализацию этих слов, что позволит кардинально изменить порядок взаимодействия с социальными сервисами.
- 00.00.0000 в 00:00
- 3 голоса
- одобрить
- утопить
- 2 комментария
Заработай деньги
на своём сайте!
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2
Обсуждаемые новости
28.09.2009, 15:43 это спам!
doktordick.ru/viagra.php
28.09.2009, 15:44 это спам!