Сплетая сети

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор:
Сплетая сети Как мы уже увидели на этой неделе, социальные сети стали привычны и для Рунета. Конечно, пока нет той степени проникновения, и развитости, как у западных аналогов, будь то LinkedIn или Facebook, но общая тенденция видна совершенно ясно.


Ричард МакМанус, автор блога ReadWriteWeb, подводя итоги 2006 года, назвал его годом социальных сетей. Мы же расцвет социальных сетей увидим в ближайшем будущем, благо рост специализированных сетей в Рунете уже активно начался. Пока мы можем заглянуть в будущее, просто анализируя развитие западных первоисточников, и заодно посмотреть на основные проблемы, которые связаны с растущим числом сетей и их популярностью.

Итак, что же происходит вокруг? Социальные сети появляются постоянно. В том числе становится всё больше сетей узкой направленности. Компактные, сфокусированные на конкретной группе аудитории социальные сети появляются едва ли не каждую неделю – будь то сети для толстяков, топ-менеджеров или владельцев кошек. Если верить исследованиям, опубликованным в Economist, то американцы на сайтах социальных сетей уже проводят больше времени, чем на порносайтах. Активный пользователь Интернета в большинстве случаев участвует одновременно в нескольких подобных сервисах.

Такое многообразие социальных сетей можно оценивать по-разному. С одной стороны, появляется множество площадок, ориентированных на свою аудиторию и предоставляющих сервисы с учетом её особенностей. С другой стороны, одним из недостатков, признаваемых практически всеми специалистами, является отсутствие их интеграции и возможностей обмена данными, экспорта и резервного копирования. В результате, подобная раздробленность не позволяет создать единое пространство и представить в удобном виде все данные о человеке, которые и так есть в сети. В конце концов, человек вполне может оказаться толстяком – топ-менеджером, обожающим свою кошку и активно участвующим во всех трех сервисах.

Подобные ограничения не позволяют сетям и в полной мере осуществлять свои прямые «социальные» функции. Скажем, в своем аккаунте пользователь "МойКруг" не может указать в качестве знакомого пользователя «В контакте». Да и поиск контактов сразу по нескольким сетям их штатными средствами невозможен – для этого создаются отдельные сервисы, подобные yoName, жаль только русских аналогов я не знаю.

Пожалуй, одной из основных причин такой закрытости является надежда сохранить пользователей, просто блокируя их данные. Нет, никто не говорит о присвоении чужой информации – копирайта у пользователя никто не отнимает, но если пользователь, скажем, соберется мигрировать, то все контакты, данные и файлы ему придется переносить руками. В случае же, если пользователь действительно активен, объем данных будет действительно большим, возможно, достаточно большим, чтобы заставить пользователя остаться. Одновременное участие сразу в нескольких сетях требует времени, так что социальные сервисы начинают активно пожирать время своих пользователей.

Есть примеры, когда даже реализованные и запущенные возможности по экспорту данных блокировались. Например, Facebook предоставлял возможность экспорта списка своих знакомых в формате VCard, но вскоре заблокировал эту возможность. В итоге пользователи вынуждены использовать стороннее ПО.

Кроме ограничения функциональности, возникают и другие проблемы. Со стороны пользователя ситуация может оказаться печальной – допустим, что пользователь активно пользуется социальной сетью и, в частности, использует её как адресную книгу. Что произойдет, если в один прекрасный день этот сервис закроется?.. Будет ли возможность хотя бы скопировать адресные данные своих знакомых? А вероятность закрытия сервиса есть всегда – вспомните, например, как в результате конкуренции с Google Calendar был вынужден закрыться прекрасный онлайновый календарь Kiko.

Конечно же, важную роль играет просто отсутствие яркого примера успешной реализации озвученных принципов, которая принесла бы выгоду своим создателям, и нехватка готовых и общепризнанных стандартов. При этом отдельные компоненты этой головоломки уже существуют – существует OpenId, позволяющий создать единую децентрализованную систему авторизации, существуют микроформаты (тот же hCard).

Кажется, что и основные лидеры в этой области не против – скажем, SixApart активно продвигает OpenId, более того, автоматически создает OpenId для каждого пользователя LiveJournal и Vox, аналогично поступает и AOL.

Наиболее ярко по этому поводу высказался Тим Сполдинг (Tim Spalding), основатель LibraryThing: «Предоставление пользователям возможности свободно импортировать и экспортировать их данные – это всего лишь еще один компонент качественного и надежного сервиса».

Аналогичные взгляды высказывают и представители Google и других компаний. Что ж, остается надеяться, что в ближайшие несколько лет мы увидим реализацию этих слов, что позволит кардинально изменить порядок взаимодействия с социальными сервисами.

Комментарии
sasha1959
sasha1959
28.09.2009, 15:43 это спам!
0 голосов
Ричард МакМанус ещё тот лжец! :) Я читал его блоги и не могу про него ничего хорошего сказать!
doktordick.ru/viagra.php
sasha1959
sasha1959
28.09.2009, 15:44 это спам!
0 голосов
doktordick.ru/viagra.php
Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100