Александр Лысковский, Alawar Entertainment: «Нас ждет портирование казуальных игр на микроволновки и утюги»

Опубликовано: 11.09.2008, 15:59 Автор: Николай Двас Рубрики: прогнозы
Александр Лысковский, Alawar Entertainment: «Нас ждет портирование казуальных игр на микроволновки и утюги»
С 26 по 28 сентября пройдет седьмая осенняя конференция ISDEF. Это ежегодное мероприятие будет посвящено анализу ситуации на рынке ПО и вопросам развития компаний, работающих в сфере IT.

В рамках одной публикации понять, чем живет целая индустрия, довольно непросто, поэтому попробуем рассмотреть одну из наиболее интересных и динамично развивающихся ее отраслей — рынок казуальных игр. В интервью TelNews президент компании «Alawar Entertainment» и председатель правления ассоциации ISDEF Александр Лысковский подводит краткие итоги развития этой отрасли и делает прогнозы относительно ее развития:

 

- По списку основных тем ISDEF можно судить о том, какие проблемы больше всего волнуют рынок сегодня. Почему для обсуждения были выбраны именно?

 

- Проблем как таковых нет - есть аспекты, на которые стоит обратить более пристальное внимание. Индустрия развивается очень быстрыми темпами, все сразу объять практически невозможно, поэтому компании начинают пробуксовывать в некоторых вопросах.

 

Например, многие софтверные компании создавались программистами, которые блестяще работают с компьютерами, но слабо разбираются в рынках - именно поэтому мы пригласили на ISDEF специалистов по маркетингу из отраслей, совершенно не связанных с IT индустрией. Я уверен, что нам есть чему у них поучиться. Будет у нас и правовая секция, т.к. многие компании работают на международном рынке и нуждаются в более подробном изучении аспектов зарубежного законодательства. Серьезный вопрос для IT-индустрии - это кадры, которых катастрофически не хватает. Лучшие уезжают в Москву на большие зарплаты, а региональным компаниям приходится отдавать заказы на аутсорс в другие города или даже страны, например в Канаду, где программисты, как ни странно, стоят дешевле. Со всеми этими вопросами мы будем разбираться в рамках ISDEF, поэтому, думаю, это будет весьма интересно и полезно.

 

- Какова специфика каждого из этих аспектов на рынке казуальных игр?

 

- Правовые вопросы важны, потому что казуальный рынок интернационален и требует знания законов той страны, где игра издается и распространяется. Кадровая секция также актуальна. Например, на специалистов в области геймдизайна в России нигде не учат, и люди, которые умеют придумывать и реализовывать свои идеи, ценятся на вес золота. С маркетингом та же ситуация - индустрия еще довольно молодая, маркетинговое сопровождение зачастую делается по наитию, интуитивно, и теоретическая основа, которую мы планируем обсуждать в рамках секции на ISDEF, будет полезна многим участникам конференции.

 

- Есть ли у рынка казуальных игр свои специфические трудности и задачи?

 

- У казуальной индустрии нет каких-то особенных проблем. Есть компании и фонды, желающие инвестировать в этот сегмент, есть талантливые команды, способные двигать отрасль к новым высотам, в общем - есть все предпосылки для дальнейшего бурного развития. Трудности, с которыми мы сталкиваемся, характерны для всей IT-индустрии в целом, и об этом мы и будем говорить на конференции ISDEF.

 

В России практически не осталось места в датацентрах, не хватает специалистов в сфере IT, есть и другие сложности. Если же говорить конкретно про казуальную сферу, то проблемой можно было бы назвать гонку бюджетов на разработку новых игр, но я предпочитаю рассматривать это факт как повышение планки качества игр, к которому должны стремиться все участники рынка.

 

- Какие основные события на этом рынке произошли за прошедший год?

 

- Самое главное событие - это продолжающийся бурный рост казуальной индустрии по всему миру. Особенно заметен рост в России, и это отмечают даже западные аналитики: в 2007 году рынок увеличился более чем в пять раз, в 2008 мы также наблюдаем активный рост на протяжении всего года. При этом если раньше российский рынок продаж рассматривался как хорошее, но все же дополнение, то сегодня доход от продаж в России по некоторым играм не уступает западным показателям.

 

Например, недавно у нас вышла игра «Веселая ферма II» белоруской студии Melesta - сиквел первой части, признанной на Конференции Разработчиков компьютерных Игр 2008 лучшей казуальной игрой года. По нашим оценкам, серия про ферму соберет более $1 млн. только в Рунете, тем самым установив рекорд для нашего рынка. Такие темпы и показатели привлекают в Россию не только инвестиции, но и западные компании, которые начинают осваивать постсоветское пространство. Один из крупных западных издателей - Oberon Media - купил в этом году две студии в России и в Украине, что свидетельствует о перспективности рынка и высокой квалификации отечественных разработчиков.

 

Текущий год также ознаменован появлением новых для России форм распространения казуальных игр: компания IT-Territory, которая входит в холдинг Astrum, и PlayCity начали продвижение игр по рекламной модели. Это, думаю, только первые ласточки. В будущем году рекламная модель, подписка и product placement будут становиться все более популярными.

 

- Что позволило улучшить продажи казуальных игр в России настолько, что это заметили даже на Западе?

 

- В 2004 году, когда наша компания занялась созданием российского рынка казуальных игр, пользователям предлагалось около 15 способов оплаты игр, но все они были довольно сложными. В 2006 году в связи с появлением возможности оплаты игр при помощи SMS начался существенный рост продаж, который мы наблюдаем по сей день. За два года этот способ стал основным, и сейчас более 95% всех регистраций осуществляется через SMS.

 

На продажи также повлияло значительное улучшение качества игр, которые предлагаются на рынке. Ну и, конечно, появление разделов с казуальными играми на крупнейших российских порталах - Mail.Ru, Rambler, РБК и других. Кроме упомянутых крупных порталов, с нами сотрудничают десятки средних и совсем небольших сайтов - такое распространение очень помогает потенциальным пользователям узнать об этом виде контента.

 

- Чего больше всего ожидают участники рынка в следующем году?

 

- Мы ожидаем, что на рынке появятся и станут активно внедряться новые формы дистрибуции казуальных игр, причем как на Западе, так и в России. Безусловно, нас ждет массовое портирование казуальных хитов на все альтернативные платформы - iPhone, iPod, консоли Xbox 360, PS3, PSP, Wii и так далее, вплоть до микроволновок и утюгов.

 

Сами игры будут стремиться к большей социализации - они появятся в социальных сетях, станут мультиплеерными и интерактивными. Ввиду очевидного успеха казуальных игр на крупных интернет-порталах свои разделы с ними будут открывать те, кто еще этого не сделал, например «Яндекс». Также продолжится консолидация рынка. В общем, в будущем году мы ожидаем дальнейшего роста и развития казуальной индустрии. Обсуждать же перспективы и тенденции нам предстоит в самом ближайшем будущем на специализированной конференции Casual Connect Kyiv, которая пройдет с 22 по 24 октября 2008 года в Киеве.

 

-Такое быстрое развитие рынка позволяет предполагать, что кто-либо из участников в следующем году выйдет на IPO?

 

- Это будет зависеть от ситуации на мировом финансовом рынке. Пока все откладывают.

 

- Вы сказали, что продолжится консолидация индустрии. А что обусловило такую тенденцию, у нее есть объективные причины?

 

- Консолидацию обусловил сам рынок, который живет по стандартному закону «Выживает сильнейший». Для того чтобы держаться на плаву и добиваться лучших результатов, необходимо постоянно развиваться и находить новые способы оптимизации бизнеса. В казуальной индустрии таким способом является консолидация различных направлений деятельности — разработка, издательство, дистрибуция — под единым успешным брендом в рамках одной успешной компании.

 

Например, один из крупнейших западных дистрибуторов казуальных игр - компания Big Fish Games - не только продает игры от сторонних разработчиков, но и разрабатывает их, объединяя проекты нескольких внутренних студий под общим брендом Big Fish Studio. Так же поступают другие крупные компании, и Alawar - в их числе.

 

- Возможно ли в таких условиях появление на рынке казуальных игр нового игрока?

 

- Новые команды разработчиков появляются постоянно, наша компания ежемесячно получает десятки писем с предложениями о сотрудничестве, и среди них иногда попадаются довольно интересные проекты. Крупные дистрибуторы тоже появляются, но здесь цена входа более высока. Что касается издательского сектора, то здесь появление нового игрока маловероятно, потому что эта деятельность требует значительного опыта и ресурсов - как материальных, так и людских.

 

- В какой сфере следует ожидать наибольшего развития в рамках индустрии казуальных игр?

 

- Наиболее активно на данный момент развивается сеть партнерских площадок, которые открывают разделы с казуальными играми и используют продажу этого вида контента для монетизации трафика и увеличения лояльности своей аудитории.

 

- Какой из методов монетизации будет активнее развиваться: подписка, реклама или product placement? На чем планирует делать акцент Alawar?

 

- Существующая условно-бесплатная модель останется основной для отечественного рынка - прежде всего потому, что она удобна для пользователей, т.к. позволяет принять решение о покупке игры на основе собственных впечатлений, а не описаний к ней. Это честно по отношению к покупателям, а лояльность в казуальных играх значит очень многое.

 

Более активно начнет развиваться подписка, потому что в России уже сформировался целый пласт пользователей, которые скачивают игры постоянно, и для них такая форма распространения очень удобна. Что же касается рекламной модели, то она будет востребована только тогда, когда бренды будут интегрированы в игру, но сама игра не будут подчинена брендам. Обвешать игровое поле рекламными баннерами и сделать игру бесплатной можно, но пользователи очень скоро устанут, их начнет раздражать такая назойливость, что приведет к обратному эффекту от рекламы. Плюс к этому, необходимо, чтобы сами рекламодатели поверили в эффективность такого способа рекламы и стали выделять на него бюджеты.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100