Пингвин за партой

Опубликовано: 08.09.2008, 18:19 Автор: Николай Двас
Пингвин за партой
Во всех ранее отобранных для эксперимента школах трех российских регионов — Татарстана, Пермского края и Томской области — установлены пакеты свободного программного обеспечения, поставляемые группой компаний "Армада".

На выполнение пилотного проекта было выделено почти 60 млн. рублей. В случае если его реализация будет признана удачной, свободное программное обеспечение будет устанавливаться уже во всех школах России. В связи с этим возникает множество вопросов.

 

Pro et Сontra

 

Главный вопрос - «зачем?». Идеолог движения свободного ПО Ричард Столлман (Richard Stallman) сформулировал причины, по которым именно свободно распространяемое программное обеспечение следует использовать именно в школах. Во-первых, — и это наиболее очевидная причина — такое решение позволяет сэкономить деньги. Во-вторых, даже если производители проприетарного ПО смогут выделить академические лицензии, использование которых окажется не дороже, чем использование свободного ПО, ученики привыкнут именно к этому платному продукту, а после выпуска из учебных заведений им придется платить уже за полные версии. В-третьих, свободное ПО имеет открытый код, а следовательно - побуждает школьников к изучению фундаментальных принципов его работы. На другие причины указал Jean Peyratout. По его мнению, свободное ПО реализует принципы французской революции. Свобода означает, что каждый школьник имеет куда больше прав, чем ему предоставит пользовательское соглашение платного продукта. Равенство характеризуется тем, что и самые бедные сельские и богатые столичные школы будут находиться в равных условиях, использовать одно и то же ПО, а разница в материальных возможностях школ не будет приводить к тому, что ученики будут получать разные знания. Братство, наконец, заключается в том, что разработчики свободного ПО легче идут на модификацию своего продукта и взаимодействие с ними куда проще, чем с софтверными гигантами типа Microsoft.

 

Если же отвлечься от романтических соображений, то основные плюсы внедрения свободных программ в школах назвал генеральный директор Mandriva.ru Виктор Федосеев: «В результате внедрения свободного ПО в достаточно большом количестве школ учащиеся обретут более широкий кругозор в области информационных технологий, несколько уменьшится уровень компьютерного пиратства в России, а определенная конкуренция между свободным ПО и проприетарными программными продуктами повысит качество и тех, и других».

 

В качестве основного недостатка использования бесплатных программ в школах обычно называется то, что в жизни (в том числе в офисах), в основном, большинство используемых программ — проприетарные, и привычка к другим программным пакетам может сыграть злую службу. Кроме того, в отдельных случаях свободное ПО требует более дорогой поддержки, чем платное. Последнее, по словам генерального директора ГНУ/Линуксцентра  Павла Фролова, несущественно: после периода начального освоения затраты на техническую поддержку не будут превышать затрат на техническую поддержку проприетарных операционных систем.

 

Цена вопроса

 

Россия — не первая страна, предпринимающая попытки массовой установки бесплатного программного обеспечения в школах. Соответствующие рекомендации были сформулированы и для британских школ, а в бразильских соответствующий эксперимент можно считать успешным. Бразильские чиновники от образования пошли тогда по тому же пути, что и российские: был разработан специальный пакет и создана организация для его внедрения. Основные затраты, впрочем, связаны не с непосредственной разработкой и установкой пакета в школах. Для внедрения программного обеспечения требуются учебники и методические пособия для учителей. В связи с этим ГНУ/Линуксцентр, например, начинает совместный с издательством «Бином: Лаборатория знаний» проект по обучению свободному программному обеспечению преподавателей из институтов повышения квалификации, которые в дальнейшем будут обучать школьных учителей.

 

Битва впереди

 

Пакеты, устанавливаемые «Армадой» — не единственные подходящие для школ. Есть такие разработки и у конкурентов: в нескольких десятках школ по всей России, учителя выбрали Mandriva и используют ее в учебном процессе. Часто они используют свободный дистрибутив Mandriva Free и пакет дополнительных программ для образования — EduMandriva.

 

Есть и сторонние программы - по словам Павла Фролова, многие разработчики школьных программ начали адаптировать их к GNU/Linux. Так, например, буквально на прошлой неделе было выпущено в продажу электронное учебное пособие для младших школьников и дошкольников «Занимательные раскраски».

 

Но школы не единственное место, где стоит внедрять свободное ПО. По словам Павла Фролова, внедрение СПО также интересно и для любых государственных организаций. СПО для государственных организаций — это не только экономия на приобретении программных продуктов, но также возможность вложить сэкономленные деньги в отечественных специалистов, которые будут заниматься поддержкой и доработкой СПО. Для регионов России это важно, к примеру, потому, что может помочь уменьшить утечку квалифицированных кадров в столицу и за рубеж, обеспечив им интересную и хорошо оплачиваемую работу в родном городе. Кроме того, важно для госструктур и использование открытых стандартов и открытых форматов: для того, чтобы прочитать использующий только открытые форматы государственный документ, гражданам не придется покупать и устанавливать у себя дорогостоящее программное обеспечение.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100
Рекомендуем :фанера фсф. Распродажа.