Qwate.ru: вертикальные намерения

Опубликовано: 29.08.2008, 11:09 Автор: Николай Двас Рубрики: проекты
Qwate.ru: вертикальные намерения
Недавно запустился поисковик Qwate.ru. Сайт этот пытается предоставить пользователю возможности вертикального поиска. Однако прежде чем говорить о вертикальном поиске в целом и новом поисковике в частности, следует более четко понять, что же это такое.

Дмитрий Малин, руководитель отдела поиска и навигации компании «Рамблер-Медиа»  выделяет следующие четыре разновидности вертикального поиска:


• Поиск по группе сайтов, объединенных одной темой или другим признаком, например, географическим;


• Поиск по структурированной информации (например, по вакансиям, автомобилям и пр.);


• Поиск по типу контента (видео, картинки, музыка и пр.) и типу сайтов (блоги);


• Произвольная комбинация предыдущих трех видов поиска.


Вертикальный поиск набирает популярность, и по оценкам Дмитрия Малина, уже в ближайшее время может рассчитывать на долю около 20% в общей массе поиска в Интернете, а в долгосрочной перспективе — и на дальнейшее увеличение популярности.


Детские болезни


Что же предлагает Qwate.ru? Представители компании перечислили 12 основных особенностей поиска на Qwate и даже представили демонстрационный ролик. Однако если отбросить малоинтересные визуальные отличия, то содержательных останется всего четыре:


• Обработка запроса по технологии "Qwate MorfoWords";


• Катализированный поиск с ручным отбором сайтов — поиск по отдельным разделам Интернета: по программам, торрентам, обзорам, энциклопедиям, словарям, людям, подаркам, закладкам, книгам, программам, скриптам и так далее;


• Собственный алгоритм исправления ошибок при вводе поискового запроса;


• Собственная система «Подсказки слов» для быстрого набора запросов с результатами.


К плюсам последней можно отнести только то, что она отключается в настройках и перестает мозолить глаза, а про алгоритм исправления ошибок лучше пока промолчать.


По словам представителя Laboratory Decoda, этот алгоритм еще будет совершенствоваться. Пока же обсуждаемых пункта остается ровно два. Первый пункт понятен, несмотря на сложность названия. Придумали свою технологию обработки выдачи, предоставляемой Google (поиск на сайте базируется на предоставляемой Google технологии Google AJAX Search API). Google AJAX Search API — библиотека, которую Google предлагает использовать как способ внедрения Google Search в сторонние веб-приложения.


Удачность обработки этой выдачи вызывает определенные сомнения. Начиная с главного предположения  ведущего проекта Qwate.Ru Данилы Кораблева о том, что не следует показывать пользователю более тридцати двух результатов выдачи, потому что все последующее — мусор. Утверждение крайне сомнительное. Алгоритмы ранжирования выдачи — тоже неясны. Проблемы с релевантностью по каким-то запросам характерны для всех поисковиков. Хуже, что при данном подходе «хороший результат» вообще рискует выпасть из поля зрения пользователя, если не попадет в TOP-32.


С ручным отбором сайтов все тоже не слишком однозначно. По оценке Дмитрия Малина, для нормального функционирования системы с ручным отбором функционировала следует либо иметь гигантский штат модераторов (таким не обладает ни одна компания в России), либо привлекать пользователей. По последнему пути идет проект Игоря Ашманова Flexum. Судя по всему, представители Qwate выбрали «третий путь» и слегка ошиблись. Так, например, в поиске по «людям» на сайте Qwate.ru не учитывается Wikipedia, пресс-потреты Яндекса и даже галерея «Физиономии Русского Интернета». Таким образом, автору статьи удалось установить, что нескольких наобум взятых российских ученых (упомянутых в «Википедии») и региональных чиновников (имеющих пресс-портрет от Яндекса) как людей в Сети не существует. В общем, анализ содержательной части поисковика заставляет согласиться с несколько резким заявлением Дмитрия Малина:


- На qwate.ru лишь выполняется поиск по некоторому подмножеству сайтов — это ограничение исходной выборки ресурсов используется как «палочка выручалочка», но она здесь не работает. Никаких преимуществ перед обычной выдачей традиционных поисковиков. Да и само подмножество сайтов вызывает много вопросов. Погружаться в проект детально вряд ли стоит: подсказки вариантов поисковых запросов невменяемы, ручной отбор сайтов для отдельных разделов Интернета сделан людьми, не знающими Рунет или знающими его случайно, большие проблемы с русскоязычными ресурсами (карты, магазины, энциклопедии и т.п.)


Что же касается технологической части, то все тоже не слишком радужно: AJAX-овые подсказки очень существенно тормозят процесс поиска, из-за технических особенностей реализации нельзя нажать кнопку «назад» и перейти на страницу результатов предыдущего запроса. В общем, приходится резюмировать, что проект сырой и к выходу на рынок не готов.


Строительство вертикали


Вертикальный поиск, как следует из прогнозов, приведенных в первой части статьи, будет развиваться активно, в том числе, и в России. На лидерские позиции в этой области претендует «Рамблер», совершенно не скрывая своих притязаний. Планы у компании весьма серьезные — тут и изменение алгоритмов выдачи, и инновации в самом поиске — так, например, в поиске по видео предполагается искать не только по наличию соответствующих слов в описании ролика, но и собственно по его содержанию. Всего же, по оценкам «Рамблера», в России может существовать 3-4 проекта вертикального поиска широкого профиля, которые будут известны публике. Так, вполне вероятно появление популярного проекта по поиску вакансий, авто, отзывов и мнений, тематического поиска медиа-контента, поиска по сайтам какой-либо области или города. Создатели сайта Qwate.ru абсолютно верно угадали тенденции развития поисковых сервисов. Увы, хорошая идея нашла весьма посредственную реализацию.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100
Телемагазин, тв магазин, top shop. Телемагазин купить жидкую кожу.