Оверселлинг: лояльная экономия или грубый обман?

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Кепман Михаил Рубрики: мнения
Оверселлинг: лояльная экономия или грубый обман? Интернет-хостинг, как и любой другой вид бизнеса, таит в себе массу схем, позволяющих увеличить прибыль не совсем честными путями. Одной из возможностей «сэкономить» для многих хостеров является оверселлинг – по сути, неоднократная продажа имеющихся у них ресурсов.
При подготовке данного материала возникла некоторая трудность – большинство хостинг-провайдеров на просьбу рассказать об оверселлинге отвечали, что никогда с ним не сталкивались (некоторые даже заявили, что вовсе не знакомы с этим определением), поэтому сказать им, собственно, нечего. В то же время другие представители этого бизнеса анонимно предполагали, что занимаются оверселлингом практически все, просто многие делают это очень аккуратно. Тем не менее, мы попытались разобраться, что же такое оверселлинг и с чем его едят.

Основная идея оверселлинга в том, что клиенты зачастую не используют все выделенные им ресурсы. В связи с этим возникает некий «резерв» пространства на сервере, пропускной способности канала и т.д. Поскольку хостеры понимают, что одновременно все клиенты не станут полноценно использовать выкупленные ресурсы, возникает возможность продать невостребованное. При этом следует отметить, что оверселлинг, как правило, сразу учитывается в стоимости тарифов, что позволяет их снизить.

В теории, оверселлинг не особенно-то и страшен. Действительно, если клиенты не используют купленные ресурсы – сами виноваты, надо было выбрать более подходящий тариф. В то же время хостинг-провайдер, занимаясь оверселлингом, может сэкономить и понизить цены на свои услуги. Может-то он может, но вот в реальности это слишком иллюзорно – гораздо приятнее положить эти деньги в карман, поскольку бизнес будет нормально развиваться и без них. Тем более, как генеральный директор ООО «Русоникс» Георгий Георгиевский отмечал в интервью: «Цены сейчас на услуги хостинга по рынку в целом находятся на своей минимальной границе. Далее возможен только рост цен. И такой рост уже наметился с весны этого года». В итоге, на фоне общего повышения цен, демпинг оверселлеров может привлечь нездоровое внимание публики, поскольку слишком низкие цены на хостинг зачастую свидетельствуют о недобросовестности поставщика услуг.

Станет оверселлинг серьезной проблемой или нет – зависит лишь от жадности конкретного хостинг-провайдера. Адекватные игроки рынка могут с его помощью немного сэкономить, а другие же перепродадут ресурсы не один раз, и тогда клиенты столкнутся с неработающими сайтами и медленными каналами. По словам Дмитрия Крикова, технического директора компании «Мастерхост», оверселлинг без потери качества возможен только на массовых сервисах. «Насколько это выгодно - зависит от стоимости ресурсов, гарантированных ресурсов, фактического среднего потребления ресурсов и его среднеквадратичного отклонения, - считает он. - Оверселлинг должен быть разумным. Если не жадничать, то на клиенте это никак не скажется». Действительно, если оверселлинг практикует крупная компания, то есть шанс, что сэкономленные средства все-таки будут потрачены на благо клиентов, а сами они не пострадают от урезания ресурсов.

Тем не менее, хостинг-провайдеры по понятным причинам не афишируют использование оверселлинга в своем бизнесе. Уличить же в этом кого-либо практически невозможно – любые сбои могут быть списаны на различные неполадки, и при остром недостатке ресурсов техническая база провайдера может быть экстренно увеличена. Таким образом, клиентам остается надеяться лишь на порядочность хостинг-провайдеров и уповать на то, что они занимаются оверселлингом в разумных пределах. Крупная компания, дорожащая своим именем, вряд ли станет сильно рисковать, так что можно предположить, что радикальный оверселлинг наиболее вероятен в компаниях, перепродающих чужие ресурсы и не имеющих собственной технической базы.

По сути, появление подобных хостеров провоцируют крупные провайдеры, имеющие переизбыток собственных ресурсов. Они предлагают такую услугу, как реселлинг – оптовую продажу своих мощностей для последующей их перепродажи розничным клиентам. Вадим Брехунов, управляющий проекта Hoster.ru, считает, что реселлинг привлекателен для крупных хостеров: «Выгода, несомненно, есть, но не стоит забывать и высоком предпринимательском риске, который несет хостинг-провайдер. Это и изменения в законодательстве РФ, жесткая конкуренция (кстати, совершенно ничем не ограниченная на рынке хостинга в России), а также сами технологические риски. С другой стороны, хостинг-провайдер получает гарантированные платежи от реселлера, например, за аренду стойки для размещения серверов. Также на плечи посредника ложатся затраты на рекламу для привлечения новых клиентов, техническая поддержка и другие вопросы обслуживания (заключение договоров, бухгалтерия и т. д.)». Из недостатков же, по сути, удалось выделить только один: «Прибыль существенно ниже по сравнению с продажей услуг в розницу, в то время как есть потенциальная возможность привлечь этих клиентов по розничным тарифам».

По словам Вадима Брехунова, существует и более цивилизованный способ перепродажи ресурсов - франчайзинг. На российском рынке хостинга он развит слабо, вероятно, из-за национальных особенностей. Основные минусы франчайзинга: запятнанная репутация хостинг-провайдера в результате некачественного оказания услуг франчайзерами и необходимость постоянного контроля за их деятельностью, что, в конечном счете, влечет дополнительные затраты. В России, к сожалению, все еще много людей, которые не хотят работать по цивилизованным схемам, поэтому хостинг-провайдерам действительно есть чего опасаться. Но, оберегая свое имя и перепродавая ресурсы «анонимно» (реселлинг), они дают этим же людям возможность обманывать клиентов, занимаясь оверселлингом.

За такими посредниками прочно укрепилась слава ненадежных хостеров, поскольку у них зачастую мало опыта и знаний, чтобы оказывать подобные услуги. Ну а если к этому приплюсовать еще и оверселлинг, то дееспособность этих провайдеров и вовсе вызывает сомнение. Наиболее действенная защита от оверселлинга – остерегаться подобных компани, и пользоваться услугами известных провайдеров, выбор которых на отечественном рынке достаточно велик. Хотя, кто знает - может быть и там вашими ресурсами будет пользоваться кто-то другой…

Спонсор "Темы недели"


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100