Западный IM-рынок: будущее за унификацией

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Кепман Михаил Рубрики: прогнозы
Западный IM-рынок: будущее за унификацией Рассматривая в рамках «Темы недели» IM-рынок, мы не могли обойти стороной ситуацию, сложившуюся с интернет-пейджерами на Западе. Как и все прочее, рынок мессенджеров там развивается гораздо динамичнее нашего. Эксперты оценивают его объем в $300 млн. и считают, что за 3 года это число может удвоиться. На данный момент уровень проникновения IM на западе составляет около 37%, но по прогнозам аналитиков, в ближайшие годы он достигнет почти 100%. Это является причиной некоторых интересных тенденций, которые пока не характерны для Рунета.
На Западе интернет-пейджеры уже давно перестали быть альтернативными средствами коммуникации. Они используются наравне с телефоном или электронной почтой, и порой даже вытесняют некоторые привычные средства связи. Примечательно, что бизнесмены очень часто пользуются IM, в том числе при решении серьезных деловых вопросов. По их мнению, порой сделать это с помощью интернет-пейджера гораздо проще, нежели по телефону. Разумеется, при использовании IM для ведения дел возникает желание гарантировать безопасную передачу информации, поэтому большинство западных клиентов доверяет исключительно крупным компания. Из-за этого в тройку самых популярных интернет-пейджеров вошли MSN-Windows Live Messenger, Yahoo! Messenger и AOL AIM. В ближайшие годы, по прогнозам специалистов, серьезных изменений в тройке лидеров не предвидится. Что касается долей этих игроков на IM-рынке – с каждым годом их все сложнее оценить. В среднем, в США доли «большой тройки» (MSN-Windows Live Messenger, Yahoo! Messenger и AOL AIM) составляют 25-30%. В Латинской Америке доминирует MSN, занимая около 80% рынка. В Европе MSN чуть менее востребован – его предпочитают около 60% пользователей. Популярный в России ICQ мало интересует американцев. В США его доля составляет менее 5%.

На российском рынке IM представлены, по большому счету, лишь двумя продуктами – ICQ и Mail.ru Агентом. Тем не менее, несмотря на такой скудный выбор, у многих пользователей вызывает недовольство несовместимость протоколов этих клиентов. На западном рынке все гораздо серьезнее – каждый крупный игрок там имеет собственный мессенджер, так что пользователи вынуждены иметь дело как минимум с семью популярными протоколами: AIM, Google Talk, ICQ, iChat, Jabber, MSN Messenger и Yahoo! Messenger. С открытием российской версии портала MSN продвижение Windows Live Messenger началось и у нас. Кроме того все чаще появляются слухи о предстоящем запуске «Яндексом» собственного интернет-пейджера, так что ситуация на отечественном IM-рынке также может усугубиться.

На Западе пользователей выручают мультипротокольные интернет-пейджеры (у нас таким стал недавно анонсированный QIP Infium), причем большинство из них распространяется бесплатно. Среди альтернативных клиентов лидирует Meebo, который не только работает со всеми популярными протоколами, но и превосходит большинство «родных» мессенджеров по производительности. Второе место занимает RadiusIM, уступающий лидеру лишь отсутствием поддержки протокола iChat. Замыкает тройку Kool IM, кроме прочих, поддерживающий протоколы Sametime и QQ.

Что касается мобильных клиентов – тут у пользователей есть широкий выбор. В отличие от «Мобильного Агента», работающего исключительно на платформе Java2ME, на Западе существует соответствующее ПО для Symbian и Blackberry. В тройку лидеров вошли Imhaha (AIM, ICQ, MSN Messenger, Yahoo! Messenger, QQ), eBuddy (AIM, MSN Messenger, Yahoo! Messenger) и ILoveIM (AIM, Google Talk, MSN Messenger, Yahoo! Messenger).

Аналитики сомневаются, что на западном IM-рынке появятся новые серьезные игроки. Тем не менее, существующие интернет-пейджеры будут активно конкурировать, завоевывая все большую популярность среди пользователей. Как показывают социологические исследования, многие уже предпочитают переписку в IM общению по телефону. Эксперты считают, что в будущем такая участь может постичь и электронную почту. Пока она остается незаменимой благодаря своей универсальности – из-за большого числа различных протоколов деловая переписка посредством IM становится малоэффективной. Возможно, в будущем эта ситуация изменится.

Пока мало что предвещает унификации IM-протоколов, но, по мнению некоторых экспертов, она вполне может произойти. В связи с увеличением числа бесплатных альтернативных клиентов, использующих оригинальные протоколы крупных игроков IM-рынка, существование разных протоколов теряет всяческий смысл. Если ранее IT-гиганты выпускали собственное, несовместимое с чужими протоколами ПО, в надежде обставить конкурентов, то сейчас они сами оказались в невыгодном положении. Бесплатные мессенджеры могут организовать поддержку всех протоколов, в то время как крупным компаниям этого не позволяет сделать собственная политика, ведь таким образом они поддержат конкурентов. В итоге прибыль от интернет-пейджеров, в результате медленного передела рынка, постепенно падает, так что унификация может стать простым выходом из сложившейся ситуации.

Напоследок стоит затронуть еще одну тенденцию, на которую отечественным разработчикам стоит обратить внимание. Большинство американцев, «наигравшись» с различными дополнительными функциями интернет-пейджеров вроде VoIP или видеоконференций, предпочли использовать самые примитивные по функциональности программы. Объяснить такую тенденцию довольно трудно, тем не менее, судя по данным соцопросов, она действительно имеет место.

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100