Мобильные грезы «Рамблера»

Опубликовано: 15.07.2008, 19:56 Автор: Смирнов Федор Рубрики: прогнозы
Мобильные грезы «Рамблера» Мобильный Интернет в России давно превратился в вечную тему, которую мусолят отраслевые СМИ. Интерес к ней приходит спонтанно – стоит появиться очередному исследованию или новой инициативе оператора. Отечественные интернет-компании до последнего времени занимали выжидательную позицию, особенно в том, что касается WAP.
Очередную надежду подают последние инициативы участников "большой тройки". В июне "Яндекс" обеспечил WAP-портал МТС собственным поиском, а на прошлой неделе "Рамблер" передал агентству IMHO VI продажу своих WAP-площадей. Последний шаг, больше похожий на эксперимент, пресс-служба постаралась подать особенно эффектно, сопроводив его рекомендациями аналитиков по покупке акций Rambler Media. Совсем недавно переминавшиеся с ноги на ногу порталы зашагали в мобильном направлении. Или во всяком случае, сделали вид, что WAP может быть интересен не только операторам.

Затянувшиеся похороны перешли в свадьбу

Эту технологию отпевают уже несколько лет подряд, и вовсе не зря. Критики обращали внимание как на технологические несовершенства WAP, так и на его фантастическую дороговизну. Все эти годы количество WAP-сайтов продолжало неуклонно расти, а операторы и самые смелые поставщики интернет-контента делали первые робкие шаги.

На мобильные эксперименты был богат год предыдущий. Летом прошлого года появилась WAP-версия "Живого журнала" для абонентов МТС, осенью была представлена мобильная социальная сеть "МТС-Сити". Этот же оператор в ноябре 2007 года удивил своей щедростью, решившись поделиться доходами от WAP-трафика с поставщиками контента. Обеспечив поступления в несколько сотен тысяч долларов, партнеры могли рассчитывать на собственную долю в 20%. Осенью "Мегафон" докладывал о тридцатитысячной аудитории своего мобильного портала, а также делился планами - о продаже баннеров и брэндированного медийного контента.

Мобильный Интернет стал основным драйвером роста в сегменте VAS, поэтому активность операторов связи понять можно. Традиционные интернет-игроки отреагировали на это шевеление созданием WAP- или PDA-версий, за последние пару лет мобилизировались многие интернет-СМИ, блог-хостинги, социальные сети и сайты знакомств. В январе 2008 года обновленный WAP-вариант запустила "Мамба", подключив к сайту подавляющее большинство партнеров. МТС начала заманивать массового пользователя видеоконтентом, договорившись о выкладке выпусков "Наша Russia".

Итоговые цифры, однако, получались скромными. По данным iKS-Consulting, в 2006 году мобильный Интернет в целом (не только WAP) принес российским операторам $379 млн., в 2007 году объем рынка оценивался в $479-580 млн. Кстати, еще пару лет назад исследователи всерьез полагали, что мобильный доступ к 2008 году заинтересует четверть абонентов и по популярности обойдет традиционный широкополосный.

2007 год стал годом "серьезных разговоров" о мобильной интернет-рекламе. Ставку на поисковый контекст на WAP-ресурсах намеревался сделать МТС, о таргетированной рекламе в мобильном Интернете так или иначе упоминали конкуренты. Более того, многомиллионные инвестиции в создание 3G-сетей российские игроки намеревались окупить продажей мобильных баннеров. "Мегафон" даже рассказал о планах по созданию виртуального оператора, который будет предоставлять связь в обмен на просмотры.

Далеко ли до Японии

Пока объем рынка WAP-рекламы в России не превышает $5 млн. В "ФИНАМе" полагают, что эта цифра уже в этом году может удвоиться. "В перспективе можно ожидать роста до западных показателей, например, только в Японии в прошлом году объем рынка WAP-рекламы составил $450 млн., причем темпы роста рынка там составляют 30% в год", - представил оптимистичный сценарий Владислав Кочетков, пресс-секретарь ИК "ФИНАМ". Активизация WAP-сегмента в нашей стране ожидается после запуска 3G-сетей.

Большие надежды на WAP с июля начал возлагать "Рамблер". Александр Ковалев, представляющий Rambler Media, отчасти повторил прогноз своей коллеги Анны Знаменской. Рост рынка в следующем году может составить 70%, а CTR по мобильной рекламе в несколько раз выше, чем у обычных баннеров в Сети. "Хотя как таковой структуры WAP пока еще не существует, очевидно, что мобильная реклама очень перспективна с точки зрения извлечения прибыли. Рынок мобильных технологий в России активно развивается - в последнее время WAP стал более доступен и интересен пользователю за счет внедрения операторами высокоскоростных технологий передачи данных, а также расширения возможностей и функций телефонов", - пояснил он.
Собственно, WAP-браузерами были оснащены самые древние модели телефонов. Аудитория мобильного Рунета, насчитывающая, по официальным данным, 14 млн. человек, по-прежнему генерирует несопоставимо малый трафик.
Так, собственными WAP-версиями предусмотрительно обзавелась вся "тройка" - "Яндекс", "Рамблер" и Mail.Ru. Эти сайты, как правило, содержат ограниченный набор сервисов "родительского" портала. Хотя иногда WAP-набор дополнен полезной "мобильной" функциональностью. Mail.Ru предлагает установить "Мобильного почтальона" - клиентское приложение для отправки и приема писем. У "Яндекса" есть" "телефонные" варианты "Карт" и "Фоток", а также ряд приятных "мелочей". Например, на номера телефонов, найденные в поиске или присланные по почте, можно сразу же позвонить. Кроме того, WAP-поиск "Яндекса" преобразует в удобоваримый формат все сайты, представленные в списке результатов.

Вполне приличной мобильной версией обзавелся в прошлом году и "Рамблер". С телефона открыт доступ к почте, новостям, погоде, играм, ценам на Price.ru и материалам Lenta.ru. По данным рейтинга Waplog.net, в июне 2008 года мобильный Mail.Ru посетило 162 тыс. человек, а на wap.rambler.ru зашло и того меньше - 31 тыс. Мобильный портал "Яндекса" в рейтинге, увы, не значится.

На фоне такой статистики Rambler Media планирует новую мобильную стратегию. Лицезреть ее плоды можно будет только осенью, а узнать подробности - прямо сейчас.

Война на два фронта

"В скором времени станет доступна новая главная страница WAP "Рамблера". Она оформлена таким образом, чтобы сделать использование мобильного "Рамблера" максимально удобным и персонализированным: например, пользователь сможет узнать погоду в регионе, в котором он находится, а также прочитать последние новости с уже привычными для посетителей "Рамблера" фото дня", - рассказал TelNews Александр Ковалев. Будет организована рассылка уведомлений о входящей почте, появится WAP-версия проект "Рамблер-Друзья".
Другими словами, "Рамблер" работает над собственным WAP-порталом, пытаясь откусить побольше мобильной аудитории. Другую модель - сотрудничество с оператором эксплуатирует "Яндекс", разместивший поисковую форму на ресурсе МТС.

Владислав Кочетков ("ФИНАМ") убежден, что ограничиваться одним из этих направлений невозможно. Мобильные операторы готовы делиться доходами от трафика, сотрудничать с ними экономически выгодно. Привлечь же пользователя можно только с помощью качественного контента, которого сейчас объективно не хватает.

Комментарии
open
open
16.07.2008, 13:52 это спам!
0 голосов
WAP остается одним из главных способов монетизации мобильного трафика. Операторы занего будут держаться до последнего.
Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100