Гибридные деньги РБК: покупать и скрещивать

Опубликовано: 25.04.2008, 18:52 Автор: Смирнов Федор Рубрики: финансы
Гибридные деньги РБК: покупать и скрещивать

В середине апреля компания «РБК – Информационные системы» анонсировала очередное приобретение. Как и в случае с предыдущими покупками холдинга (например, сайта LovePlanet «Медиа Миром»), информация о сделке циркулирует в Сети уже много месяцев, а затем торжественно раскрывается в виде «секрета Полишинеля». РБК призналась в покупке 20% платежной системы Rupay, с опционом на дальнейшее увеличение доли до 51% в течение трех лет. Рынок в ожидании: когда же «гранд» предоставит пользователям действительно удобный платежный инструмент? Поскольку лидеры в нише ЭПС – WebMoney Transfer и «Яндекс.Деньги» - в данном случае явно не в счет.

Банк, Rupay и немного фантазии

Неизбежный интерес РБК к электронным деньгам был очевиден еще несколько лет назад. Факты появились в конце прошлого года, когда холдинг в течение месяца приобрел «Бург Капитал Банк». Происходило это в несколько этапов, но стремительно. Начав с доли в 19,67%, РБК через несколько дней стала единственным акционером, выкупив долю у швейцарского юриста Герберта Антона Бугерта. Созданный в 2004 году небольшой банк ничем особенным не отличался, однако выдающейся биографии от него не требовалось. Скорее, наоборот.

В интервью сайту Banki.ru Герман Каплун, председатель совета директоров РБК, сообщил, что в данном случае приобреталась банковская лицензия, поэтому о цене говорить не совсем корректно. По его словам, холдинг искал банк, «репутация которого не испорчена никакими сомнительными операциями». Вместе с лицензией РБК досталась команда и программное обеспечение, но на первом месте было само право заниматься банковской деятельностью.

К переименованному «РБК Банку» требовалось соответствующее интернет-приложение, которым и стала система Rupay. Основанная в 2002 году, она держалась на почтительном расстоянии от лидеров рынка, но была, опять же, по-своему удобна. Более 250 тысяч пользователей, 6000 подключенных интернет-магазинов, софт, наработки и 3-5% российского рынка электронных платежей. Сумма сделки, по традиции, не разглашается, аналитики «ФИНАМа» говорят о верхней планке в $1 млн.

RBK Money ставит на симбиоз

Такова предыстория. Основная суть затеи понятна: эти две покупки должны помочь РБК закрепиться на рынке интернет-платежей. Пока компания делится крайне скупой информацией относительно конкретных шагов в этом направлении.

Новый игрок появится под брендом RBK Money, на отдельном домене и в собственном фирменном стиле. Особая ставка делается на альянс с «РБК Банком», благодаря чему пользователям будут доступны преимущества банковских инструментов и электронной валюты «в одном флаконе». Кстати, в последнее время Rupay вел себя очень тихо, продолжая совершенствовать свои программные разработки и постоянно обещая «выкатить» новую платформу. Вскоре после сообщения о сделке на сайте платежной системы появилась информация о переименовании ее в RBK Money и прочих новшествах, с которыми клиенты должны были столкнуться уже 21 апреля.

Увы, запуск был отложен на неопределенное время. Что же до нововведений, они пока вызывают смешанные эмоции. Одной из приятных особенностей Rupay был беспроцентный перевод средств между кошельками внутри системы. С появлением RBK Money за внутренние перемещения средств будет взиматься комиссия в размере 0,3%. Компенсировать эту мелкую неприятность планируется за счет улучшенного пользовательского интерфейса, а также возможности привязать интернет-кошелек к банковской карте (Visa, MasterCard). Пользователи смогут превращать деньги на счете в электронную наличность и наоборот, - все это при содействии «РБК Банка», разумеется.

«Согласитесь, 0% за платежи внутри системы - своего рода демпинг, направленный на привлечение клиента, - считает Андрей Севостьянов, менеджер по связям с общественностью Rupay. - Сейчас эта необходимость отпала - у RBK Money появится много других преимуществ, которые не останутся незамеченными: в том числе - высокое качество оказываемых услуг (надежность и простота системы, лучшие тарифы, программа возмещения средств за не доставленные товары т.д.), а также широкий спектр платежных инструментов». Он обратил внимание, что комиссия в 0,3% остается по-прежнему самой низкой на рынке. Это действительно так: «Яндекс.Деньги» берут за p2p-перевод 0,5%, а WebMoney – 0,8%.

Само название ПС – RBK Money – кажется загадочным. Если большинству пользователей хорошо знакома совсем другая аббревиатура – RBC, остается только гадать, что заставило компанию пренебречь этим обстоятельством. Домен rbcmoney.ru, который как раз мог бы стать камнем преткновения, зарегистрирован в 2006 году на Вадима Полей-Добронравова. Он является создателем баннерной сети LBN.ru, которую в 2000 году приобрела РБК.

И «Яндекс» не сразу строился

В пресс-релизе приводятся красивые цифры по объему российского рынка электронных платежей и темпы роста, превышающие 100%. На самом деле, $12-15 млрд. – это совокупная оценка рынка, куда включены и терминалы. По оценкам «ФИНАМа», которые уже приводил TelNews в одной из тематических публикаций, на интернет-платежи в 2007 году приходилось порядка $5 млрд. Что же касается темпов роста, то они действительно высоки – более 200% в год.

Андрей Севостянов из Rupay обратил внимание на массовую аудиторию сервисов РБК: «Посмотрите на компании, объединенные под крылом «РосБизнесКонсалтинга». Почти все они направлены на вовлечение большого количества пользователей. Мы со своей стороны планируем строительство именно массовой системы, ориентированной на рядового гражданина нашей страны. Поэтому опыт РБК в этом вопросе переоценить сложно».

В «Яндекс.Деньгах» покупку Rupay считают «вполне объяснимым решением для компании, которая хочет выйти на рынок платежных систем, но не готова ждать результатов собственной разработки». По мнению Евгении Завалишиной, появление новых игроков не угрожает существующим, а привлекает внимание к ЭПС, увеличивая их общую аудиторию. Количество же пользователей будет зависеть исключительно от удобства и функциональности самого сервиса.

Что касается козыря RBK Money – «РБК Банка», то вряд ли симбиоз с банком даст платежной системе настолько очевидные преимущества. Так, возможность привязать свой онлайновый кошелек к банковской карте появилась в «Яндекс.Деньгах» в конце марта, в сотрудничестве с «Российским банком развития». «Насколько нам известно, практически все игроки рынка так или иначе сотрудничают с банковскими организациями, - прокомментировала Евгения Завалишина, - но существенное расширение функциональности услуги невозможно без активной позиции банка относительно продвинутых платежных инструментов. Про «РБК Банк» же в этом отношении мы пока ничего сказать не можем».

Если верить промелькнувшим в прессе обещаниям, в полную силу RBK Money заработает не раньше конца лета-осени 2008. Евгения Завалишина отметила консервативность пользователей финансовых сервисов, поэтому реальные последствия выхода РБК на рынок интернет-платежей мы увидим через год-два, не раньше.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100