Свежий ветер или обычный сквозняк?

Опубликовано: 17.03.2008, 15:04 Автор: Смирнов Федор
Свежий ветер или обычный сквозняк? Год назад отечественный рынок CMS считали «несуществующим». В течение прошлого года он больше походил на «темный лес», населенный некоторым количеством скрытных обитателей. Несколько месяцев, которые прошли с момента последнего обращения TelNews к этой теме, не добавили рынку прозрачности. Зато с большей очевидностью обозначили расстановку сил на рынке и вечные проблемы CMS: юзабилити, стоимость внедрения, хостинг.

Год 2007: лед тронулся

Знаковым событием 2007 года стало появление совместного детища «1С» и «Битрикса», которому прочили большое будущее. Тогда прозвучали смелые пророчества о «поглощении рынка», однако минувшие несколько месяцев заставили в них усомниться. Со времени превращения в «1С-Битрикс» компания выпустила две новых версии системы, одна из которых обеспечивает полную интеграцию с «1С: Предприятием 8.0». Поголовного перехода всех клиентов «1С» на «единственно правильную» CMS пока не происходит, хотя «Битрикс» остается уверенным лидером на рынке.

Усиление позиций «1С-Битрикс», похоже, стимулировало других игроков: как «ветеранов», так и новичков рынка. В июле третью версию NetCat выпустила компания «АИСТ», продвигающая свою CMS с 1999 года. Пиковую активность продемонстрировала «Юмисофт», которую поначалу встретили высокомерно. Так, выделение «Юмисофт» в отдельную компанию, которая сконцентрируется на продвижении своего продукта – UMI.CMS, «вряд ли может вызвать какой-либо резонанс», - полагали тогда представители «Битрикса». За год UMI.CMS собрала 13 тысяч пользователей, первую сотню партнеров и теперь уже уверенно метит в «тройку».

Интересно, что появление «1С-Битрикса», по сути, подхлестнуло конкуренцию на рынке. Системы «второго эшелона», про которые многие забыли, реанимировали свой маркетинг, бросились участвовать в отраслевых конференциях и привлекать партнеров.

Необходимо отметить, что участники российского рынка CMS никогда не отличались большой медиа-активностью. За прошедший год все игроки, входящие в неофициальную «тройку лидеров», постарались отметиться более-менее громким релизом. Последней отстрелялась UMI.CMS, вышедшая в версии 2.5. Ее создатели подумывали даже о переименовании системы управления контентом в операционную систему сайта (SOS), однако вовремя одумались.

Так стал ли минувший год действительно революционным для рынка? С чем связана возросшая активность разработчиков? Появление новых и амбициозных игроков: это свежий ветер или обычный сквозняк, естественный в условиях «пустого» рынка? Актуальному состоянию и перспективам развития российских CMS будет посвящена очередная «Тема недели» на TelNews.

SOS как призыв к интеграции

Если разобраться, то сравнение современной CMS с операционной системой не кажется таким уж большим преувеличением. К системе управления контентом предъявляется большое количество разнообразных требований: и простота, и мощный функционал, и быстрая работа… При этом она не должна ограничивать творческую свободу SEO-специалиста и быть неприхотливой по отношению к хостинговой площадке. В последнее время вместо колдовства над продуктом разработчики CMS все чаще обращают внимание на внешние разработки.

Если есть качественные продукты для оптимизаторов, то зачем изобретать собственный «велосипед»? Или: вместо того, чтобы сражаться за универсальность продукта, почему бы не договориться с ведущими хостинг-провайдерами? В UMI.CMS 2.5 появился Site-Auditor компании «Ашманов и Партнеры». «Битрикс» тесно сотрудничает с .masterhost и еще целым набором хостеров, а на базе соответствующего тарифа у Lenvendo вырос самостоятельный хостинг-провайдер.

Эта наметившаяся ориентация на внешнее сотрудничество не отменяет вечных проблем CMS, первейшей из которых является юзабилити. О неудобных кнопках, запутанной структуре и громоздком функционале говорится уже годами. При этом маркетологи регулярно выводят на рынок системы с улучшенным пользовательским интерфейсом, которые, по логике вещей, должны стать уже проще некуда. Тем не менее, жалобы раздаются снова и снова, а проблема, похоже, переходит в разряд вечных.

Еще одним вечным вопросом остается взаимоотношение разработчиков «коробочных» продуктов и веб-студий. В недалеком прошлом никаких взаимоотношений, в общем-то и не было, когда каждая студия по мере сил и возможностей продвигала собственный продукт. Когда на рынке появились «коробки», разработчики CMS оказались перед выбором – продолжать ли сайтостроительство, либо сконцентрироваться исключительно на продукте? Все решили этот вопрос по-разному, однако большинство постарались усидеть на двух стульях – продолжать создание сайтов и одновременно наращивать партнерскую сеть. Понятно, что наличие «карманной» студии не лучшим образом сказывалось на доходах партнеров. Какая стратегия будет оптимальной, - мы постараемся выяснить в одном из материалов нынешней «Темы недели».

Гастарбайтеры на стройках веб 3.0

Отечественный рынок CMS изобилует открытыми вопросами, именно поэтому TelNews вновь решил обратиться к этой теме. На этот раз мы планируем сделать акцент на тех аспектах, которые остались неохваченными в сентябре. Рынок CMS глазами веб-студий, веб 3.0 в сегодняшних и завтрашних «коробках», правильные «движки» для оптимизаторов, - эти и многие другие темы ждут подробного рассмотрения на этой неделе.

Спонсор темы недели:


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100