Как карта ляжет?

Опубликовано: 04.02.2008, 12:33 Автор: Смирнов Федор
Как карта ляжет?

Идея превратить Интернет в средство ориентирования на местности не нова, однако говорить об окончательном торжестве виртуальной картографии пока не приходится. Скорее, существуют отдельные успешные начинания, превратившиеся в онлайновые сервисы, со своими сильными сторонами и недостатками. На общем фоне выделяется западный Google Maps, а в Рунете – «Яндекс.Карты».

Гео-сервисы, построенные на открытых стандартах, породили настоящую цепную реакцию из коммерческих «машлетов», социальных проектов, разнообразных «примочек» и дополнений к традиционным картам. В то же время, Сеть из глобального информационного пространства постепенно превращается в навигационное, способное вытеснить неудобные бумажные карты. Как водится, красиво все выглядит только в теории, на практике же интернет-сервисы сталкиваются с массой проблем: это и доступность секретных объектов, и актуальность информации, и элементарное юзабилити. В Рунете к этому списку добавляется плачевное состояние отечественной геодезии, монополия Роскосмоса и огромная территория «на периферии».

Интернет, убивающий атлас

По январским данным Hitwise, исход битвы на западном рынке гео-сервисов предрешен. За минувший год Google Maps подобрался к лидеру – MapQuest (принадлежит AOL) - на опасное расстояние. Аудитория MapQuest уменьшилась на 20% и обнаруживает дальнейшую тенденцию к падению. В фарватере Google следуют Yahoo и Microsoft.

Рунет по традиции хранит верность «отечественному производителю», хотя ситуация может измениться в самом ближайшем будущем. В июле 2007 года появилась русифицированная версия Google Maps, которая обходила «Яндекс. Карты» в технологическом плане, но проигрывала – в учете местной специфики. К середине года «Яндекс» располагал полноценными «Адресами», а также обкатанными «Пробками», в мае были добавлены спутниковые снимки. Google способен предложить аналогичный функционал, но сказывается юный возраст русскоязычной версии.

На фоне конкуренции между коммерческими сервисами зародилась идея национального гео-портала, аналогичного сайтам во Франции и Канаде. По утверждению CNews, проблема государственной интернет-карты назрела, и если не будет решена на высшем уровне, то выльется в большое число локальных веб-проектов – для крупных и мелких населенных пунктов. Единая точка доступа к географической информации в Сети позволила бы интегрировать разрозненные данные, построить специализированные карты по запросам госведомств, разграничить доступ и вылечить отечественную картографию. Ситуация в этой отрасли, по утверждению экспертов, действительно сложная: 70-80% карт мелкого масштаба являются устаревшими. Тем не менее, отрадным событием в прошлом году стала отмена ограничений на открытый доступ к гео-данным, независимо от точности. В этом же контексте уместно вспомнить о системе ГЛОНАСС, которая с 1993 года пытается стать российским аналогом американской GPS. В январе ее раскритиковал первый вице-премьер Сергей Иванов, отметив, что хромает буквально все: от используемых комплектующих, количества запущенных спутников, доступных GPS-приемников до точности определения координат.

География 2.0

Самыми интересными экспериментами, связанными с онлайновыми картами, стали разнообразные UGC-начинания. «Пустые» карты, которые в распоряжение разработчиков предоставляет Google Maps, конкретным содержанием наполняют как коммерческие организации, так и рядовые пользователи. Еще до появления Google Maps API самые находчивые быстро научились накладывать на обычные карты полезные слои: например, нити железных дорого, информацию о пробках или о собственных впечатлениях. В 2005 году такую самодеятельность называли «хаками», поскольку условия использования были неясными, в 2007 году они приобрели статус «машлетов» и начали пропагандироваться самой Google.

В Рунете возможностью использовать «чужую» карту в своих целях быстро раскусили торговцы недвижимостью. Так, искать квартиры и коттеджи по карте на базе Google Maps могут клиенты «МИЭЛЬ-Недвижимость». Есть и агрегаторы, собирающие данные по нескольким агентствам и накладывающие их на стороннюю карту.

Google API породил сразу несколько социальных сетей, построенных по географическому признаку. Возродившийся проект MirTesen.ru наносит своих пользователей на карту и выстраивает сообщества по почтовым адресам. Проект AroundMe.ru идет еще дальше: с помощью UGC создатели намерены нарисовать «эмоциональную» карту города. Рядом вырастает также оснащенный гугл-картой сайт «Соседи-Онлайн», так что можно говорить о целом сегменте веб 2.0, который зиждется на Google Maps.

От экзотики до стандарта

Несмотря на появление карточных «машлетов» отечественного производства, онлайновые гео-сервисы пока остаются на периферии Рунета. Рядом с мейнстримом – сервисами знакомств, социальными сетями и прочей массовой мишурой – они воспринимаются как нечто обыденное и утилитарное, наподобие прогноза погоды. Между тем, потенциал онлайновых карт не ограничивается обычной справкой. Гео-сервисы как связующее звено между «онлайном и «офлайном» способны, по некоторым утверждениям, превратиться в «подзорную трубу», оснащенную возможностью взаимодействовать с обнаруженными объектами.

Виртуальная картография – такова тема этой недели на TelNews. Мы планируем охватить широкий пласт тем – от очевидного противостояния «Яндекса» и Google на этом рынке до перспектив «машлетов» и географических «социалок».


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100
технология газона