Благотворительный поиск Рунету не по карману

Опубликовано: 21.12.2007, 13:28 Автор: Смирнов Федор
Благотворительный поиск Рунету не по карману

Отзывчивость пользователей российской Сети – факт, безусловно, отрадный, но в этом случае Интернет используется исключительно как средство коммуникации. На просьбу о помощи, обнаруженную в блоге, люди перечисляют собственные деньги, которые были ими каким-то образом заработаны. Гораздо интереснее было бы заставить Сеть «работать» в благотворительных целях, например, направлять часть прибыли от популярного интернет-сервиса на добрые дела. Сама идея лежит на поверхности, поэтому такие сервисы появились на Западе довольно давно. Самой интересной ее реализацией остаются благотворительные поисковики, которые в Рунете, увы, отсутствуют как класс.

Впервые поисковая машина, отчисляющая прибыль в благотворительные фонды, появилась в США в 2000 году. Сервис Charitycafe.com функционирует и сегодня, перечисляя одну-две сотни долларов в Greenpeace, WWF и Oxfam. Пожертвования действительно получаются уж слишком скромными. Виной этому, вероятно, не слишком современная «бизнес-модель»: Charitycafe.com является, по сути, «витриной» Ask.com, получая от основного поисковика «сущие копейки» за привлеченный трафик. Понятно, что добираться до поисковика кружными путями – через сторонний сайт – нерационально. Пользователя, начинающего поиск на Charitycafe.com, должна согревать мысль о том, что каждый запрос, условно говоря, спасает вымирающие виды животных или решает другие экологические проблемы. На сайте доступен отчет за август 2007 года – тогда поисковик смог насобирать $103, даже в самые лучшие времена ежемесячная выручка не превышала $300-400.

Гораздо лучше зарекомендовала себя контекстная реклама - этот способ взял на вооружение GoodSearch.com. Рассудив, что нынешние поисковики получают основную прибыль именно от контекста, его создатели заключили партнерское соглашение с Yahoo. Поисковик платит не за трафик, а за переходы по объявлениям - в итоге получается более выгодно. Его создатели направляют на благотворительные цели ровно 50% прибыли, причем в списке адресатов – более 50 тысяч различных организаций. В действительности же, конечно, круг получателей платежей значительно уже: пользователь при вводе поискового запроса может самостоятельно выбрать конкретную организацию, которую намерен поддержать, небольшие суммы по итогам года распределяются между «лидерами».

На сайте приводятся занятные вычисления. В среднем, каждый поисковый запрос приносит по 1 центу на благотворительные цели. Если фонд поддерживают всего 100 человек, каждый из которых в среднем делает по 2 запроса в сутки, то сумма пожертвований составит $730. При аудитории в 10 тысяч пользователей, это будут уже $73 тыс. На сегодняшний день таких сумм не получает ни одна из организаций, ежегодные перечисления варьируются в пределах $2-10 тыс.

Аналогичная «витрина» для сбора пожертвований существует и у Google. Сайт Aidgle.com отдает все заработанное на контекстной рекламе (100%) на благие цели. Про последние, правда, говорится очень туманно. На создание поисковика на базе Google людей подвигло землетрясение в Перу, случившееся 15 августа 2007 года, и первые взносы должны быть направлены именно на ликвидацию его последствий. Что будет происходить с деньгами, заработанными на контексте, в дальнейшем – остается неясным.

«Пока Рунет не настолько много зарабатывает, чтобы делиться своими прибылями», - считает Владислав Кочетков, пресс-секретарь «ФИНАМа».

С ним полностью согласны участники «большой тройки», располагающие собственными поисковиками. «В США гораздо более развита благотворительность, она играет существенную роль в общественных процессах, с ней уже связано множество традиций. Неудивительно, что новые формы благотворительности в интернет-сфере начали развиваться в первую очередь в Америке», - прокомментировала Анна Артамонова, вице-президент и директор по маркетингу Mail.Ru. Она обратила внимание на отзывчивость российской блогосферы к просьбам о помощи. В «Рамблере» уверены, что благотворительный поисковик в России неизбежно будет работать с отрицательной рентабельностью. Даже при минимальных расходах на разработку, необходимо тратить какие-то суммы на PR, рекламу, бухгалтерию. Проще и эффективнее будет сразу направить эти деньги на благотворительные цели.

В «ФИНАМе» подчеркивают, что «благотворительные интернет-проекты» - продукт насыщенного рынка, где компаниям для привлечения пользователей приходится придумывать разные маркетинговые уловки. К ним можно отнести и идею «социально ответственного бизнеса», которая доминирует в США. В Рунете пользователя можно привлечь просто хорошим сервисом, пусть и клонированным.

Самим интернет-компаниям идея благотворительного интернет-поиска не кажется привлекательной. С одной стороны, такая «витрина» способствовала бы повышению лояльности клиентов, с другой – одним лишь обещанием добрых дел пользователей не удержишь. «Для пользователя поисковая система должна решать совсем другую задачу - предоставить ему полный и точный результат, соответствующий запросу», - пояснил свой скепсис Михаил Чеканов, эксперт Rambler Media Group. В этом же ключе высказались и другие комментаторы.

Владислав Кочетков вспомнил о традиционном недоверии пользователей Рунета к акциям по сбору денег. «Российский обыватель не верит в благотворительность, в то, что компания действительно отдаст кому-то заработанные на нем деньги, а если и отдаст, то они все равно будут украдены по дороге. Так что главное - уровень услуги, а не принцип раздела дохода. Думаю, «Яндекс» и другие крупные игроки благотворительностью также заниматься не захотят», - добавил он в интервью TelNews.

Между тем, в Сети можно обнаружить информацию о якобы имевших место переговорах между «Яндексом» и фондом CAF Russia по поводу создания благотворительного поисковика. В компании официально не подтвердили, но и не опровергли эти данные, хотя руководитель пресс-службы «Яндекса» Михаил Ушаков отозвался о приведенной публикации как об «очень странной информации».


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100