Закладывай и закладываем будешь

Опубликовано: 10.12.2007, 13:39 Автор: Смирнов Федор
Закладывай и закладываем будешь

Демонстративный веб 2.0 вытаскивает наружу самые различные виды пользовательской активности. Востребованными оказались мысли и чаяния юзеров, светлые и не очень. Энергию самых активных научились использовать в мирных целях: например, для вращения турбин «социального поиска». В жертву UGC были принесены и букмарки, которые из обычных ссылок превратились в «социальные закладки». За прошедший год эта ниша интернет-сервисов приобрела в Рунете зримые очертания.

Суть такого «социального закладывания» шире, чем просто перемещение ссылок из «Избранного» в браузере в какое-то онлайновое хранилище. Хотя, конечно, доступ к закладкам с любого компьютера – одно из самых очевидных преимуществ этих сервисов. Полезными ссылками можно делиться в лучших традициях социальной сети – помечать их тэгами, заводить «закладочных» друзей, самому пользоваться преимуществами коллективного разума при поиске информации. Таким образом, социальные закладки – это, с одной стороны, альтернатива старой-доброй функции браузера, а с другой – вариация на тему очеловеченного интернет-поиска.

На Западе этими сервисами никого не удивишь. Del.icio.us на слуху как у многих отечественных «закладочников», так и у тех, кто ни разу не пользовался этим сайтом. В Рунете «годом социальных закладок» можно с уверенностью назвать уходящий 2007 – не в смысле «золотого века», а в смысле оформления этой категории ресурсов. Начало года ознаменовалось громким запуском сервиса BobrDobr.ru, который быстро «ослаб» под давлением пользовательского интереса, но вскоре был перезапущен. Несколько месяцев спустя Максим Спиридонов, бывший идеолог «Бобра», запустил «работу над ошибками», которая превратилась в Memori.ru. Переход под знамена «Медиа Мира», подтвержденный в октябре, заставляет многих говорить об этом проекте как о лидере формирующегося рынка.

В декабре 2006 года стартовал сервис «МоёМесто», который поддерживается энтузиастом «закладочного движения» Константином Вощановым. Четыре месяца спустя на отечественный рынок припожаловал «лысый китаец» Mister-Wong. Русифицированная версия зарубежного проекта, завоевавшего серьезную популярность в Европе и Китае, видимо, играет роль «русского Google» в сегменте социальных закладок. На фоне четверки лидеров менее заметными, но не лишенными любопытства представляются остальные «игроки» - MyScoop.ru и RumarkZ, «закладочное» направление представлено и в «Яндексе».

Если же говорить о популярности социальных закладок, то картина складывается не слишком радужная, но многообещающая. Социальные прелести обмена закладками, если верить опросам, по достоинству способны оценить не более 20% даже самых «продвинутых» пользователей. Лидеры нарождающегося рынка не так давно перешагнули отметку в 20 тысяч регистраций. В конце октября на Memori.ru можно было обнаружить уже более полумиллиона закладок, остальные сервисы тоже растут впечатляющими темпами. Так, BobrDobr похвастался 20 тысячами в самом начале декабря.

Пока же очевидно, что социальные закладки, на фоне повального бума веб 2.0, не обделены вниманием инвесторов. РБК начала активно тиражировать кнопки Memori.ru на своих ресурсах и даже менять друзей на iPhone или iPod Nano. Закладочные сервисы изо всех сил «заправляются» пользователями, и каждый из игроков «рынка» старается преуспеть в этом занятии в зависимости от доступных ресурсов. Одновременно создатели пытаются сделать удобнее, чем у конкурентов, придумывая очередные «рюшечки» или еще «более социальный» функционал. Что же такое социальные закладки – преходящее веяние веб 2.0, либо зарождающийся сегмент российского интернет-рынка? Сегодня на этот вопрос можно услышать диаметрально противоположные мнения. Закладки не торопятся покидать привычные им браузеры, а серьезные инвесторы, между тем, не стесняются вкладывать деньги в это призрачное начинание. Отечественным реалиям «закладочного бизнеса» посвящена эта декабрьская «Тема недели» на TelNews.

Почему создатели «российских del.icio.us» не могут преодолеть соблазна к клонированию? За счет чего можно выделиться среди «стандартных» закладочных сервисов? Как модную «фишку» будут переводить в бизнес-русло? Об этом – в ближайших публикациях. Экскурс в нишу социальных закладок будет дополнен сравнительным тестированием популярных отечественных сервисов и интервью с главными действующим лицами.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100