Ашмановская конференция: и хлеб, и зрелища

Опубликовано: 21.11.2007, 10:15 Автор: Смирнов Федор
Ашмановская конференция: и хлеб, и зрелища

Длинным названием главного SEO-мероприятия страны – «Поисковая оптимизация и продвижение сайтов в Интернете» - себя не утруждает никто. Обычно народ ограничивается чем-нибудь вроде: «а вот у Ашманова…» или «на ашмановской конфе…». Таким образом компания «Ашманов и Партнеры» оседает в мозгах участников рынка и потенциальных клиентов уже шестой год. Тем, кто побывал на конференции в этом году, она наверняка запомнится не только докладами и столпотворениями вокруг «грандов» в перерывах, но и выставкой.

Развлечения в фойе иногда перетягивали солидную часть аудитории из зала, особенно когда происходили какие-нибудь розыгрыши «слонов». Да и сами «экспонаты» грамотно обрабатывали аудиторию. Чего стоили одни только девушки в белых топиках с красовавшейся на теле надписью: «Хочешь в ТОП?», рекламировавшие услуги UnMedia. На стенде Sape.ru желающие могли обменяться парой боксерских ударов с виртуальным противником, а MainLink развлекал публику бальными танцами и забавным ведущим, который вытаскивал бойких оптимизаторов на сцену и почему-то называл Игоря Ашманова «господином Ашановым».

Тех, кто приехал за отраслевыми «секретами», как и обычно, ждало разочарование. Самой страшной оптимизаторской тайны не выдал никто, даже когда докладчиков окружили люди с горящими глазами и умоляли «спалить хоть одну тему». Тем не менее, некоторые тенденции этого сегмента интернет-рынка прослеживались довольно четко.

Оптимизаторы говорили о традиционных и давно известных ухищрениях: покупке ссылок, продвижении статьями, создании сателлитов, однако постоянно проскальзывала мысль о том, что ничего эффективнее естественной ссылки никто не придумал. Соответственно, народ с большой надеждой посматривает в сторону SMO, а труд SEO-специалиста все прочнее сращивается с работой пиарщика и вирусного маркетолога. Хотя никаких данных об эффективности SMO на конференции представлено не было.

Растущая доля Google заставляет «Яндекс» перейти от лениво-спокойного: «поживем-увидим» к более агрессивной политике. Российский Google по-прежнему сохраняет по-американски официальную мину, умудряясь рассказывать ни о чем. Другие поисковики упорно ищут «фишку», которая позволит им выжить в борьбе «гигантов». Так, «Рамблер» долго рассказывал о своих вертикалях, а Gogo.ru пытался убедить собравшихся в своей оригинальности.

Царство фрилансеров и торговцев воздухом – рынок оптимизаторских услуг – начинает приобретать все более цивилизованные очертания, что заметно невооруженным глазом. В подтверждение этому немалый интерес участников вызвал доклад юриста, посвященный тому, как прописывать эфемерные SEO-обязательства в стандартный договор. Заодно оптимизаторы впервые выпустили на сцену клиента, который добросовестно резал правду-матку.

Два основных игрока на рынке «контекста» - «Бегун» и «Яндекс.Директ» - начинают толкаться с самыми серьезными намерениями. Обострения отношений игроки уже не пытаются скрывать, приводя, например, занятные цифры по качеству площадок у конкурентов. Одновременно пинают харизматичный Google, который пока открыто не выражает заинтересованности в потасовке.


Дорвеи в чужом кармане

Общий доклад Романа Ковалева («Ашманов и Партнеры») предварил выступление тяжелой артиллерии – Евгения Ломизе, руководителя отдела рекламных технологий в «Яндексе». Присутствующим был представлен обзор рынка «контекста» с позиции одного игрока. Докладчик несколько раз предупреждал, что вовсе не претендует на полноту и единственно верную оценку, однако цифры получились слишком уж красноречивыми.

Для начала Евгений Ломизе задался вопросом о том, как же рынок выдерживает растущий спрос. Оказалось, что ожидаемого, казалось бы, роста цен не происходит, никто из участников не стал поднимать планку. Дальше последовали цифры, характеризующие отечественный рынок контекстной рекламы. С точки зрения покрытия Рунета, по этим данным, лидирует Google (40%) «благодаря своей харизме», за ним идет «Бегун» (37%) и «Яндекс.Директ» (23%). По количеству показов (на основании «Метрики») «Яндекс» практически сравнивается с «Бегуном», а Google вновь оказывается впереди всех – 47%. Рассказав о том, как в «Директе» осторожно внедряли поведенческую рекламу, представитель «Яндекса» задался вопросом об обеспечении «единого качества». Не последнюю роль в этом деле играет отбор площадок в контекстных сетях, и именно здесь публике была представлена самая занятная цифра – количество дорвеев по бан-листу «Яндекса».

Получается, что в «Бегуне» этот показатель достигает 30%, в Google – 25%, а сам «Директ» от дорвеев практически свободен (1%). Такая невеселая статистика в случае с «Бегуном», по словам докладчика, обусловлена несложной процедурой приема, да и в Google процент дорвеев продолжает расти.

Говоря о клик-фроде, Евгений Ломизе признался, что «Директ» даже «перефильтровывает» трафик, отбрасывая «хорошие» клики. В целом, в «мусор» попадает около 20% переходов по объявлениям. Он добавил, что «Яндекс» отключает самых глупых (кто кликает из своей сети) и самых умных (кто пробивает фильтры), остальных игнорирует». В будущем «Директ» планирует расширять инвентарь, сохраняя контекстность, обеспечивать качество коммуникации (отбор площадок) и сохранять возможность балансировать ценой для клиентов.

Появившийся на сцене следом Алексей Басов, генеральный директор «Бегуна», пообещал «Яндексу» серьезные репутационные и моральные последствия, если компания продолжит «оценивать ситуацию через маленькую дырочку».

Вместо анализа рынка, собравшимся было предложено очередное нововведение «Бегуна» - персональная контекстная реклама. Она представляет собой довольно логичное развитие поведенческих технологий, когда «системы пытаются подстроить рекламу не под контекст определенной страницы, а под определенную голову». С 15 ноября «Бегун» начинает использовать данные из профилей «Мамбы», пока – только пол и возраст. На первом этапе в рекламной сети будет доступна информация о 700 тысячах юзеров, однако вскоре набор используемых полей и количество анкет будут увеличены. Рекламодателям это дает возможность сконцентрироваться на узкой целевой аудитории, реализовать различные сценарии кампаний для разных сегментов аудитории, повысить их эффективность.

О неколлежских асессорах, индусах и поисковых вертикалях

Российский Google, наперекор все надеждам, вновь продемонстрировал собственную загадочность и остался в амплуа «мы здесь не местные». Оптимизаторам дали на растерзание нового человека – Оксану Каманеску, которая отвечает за качество поиска. Увы, она поведала специалистам азбучные истины про robots.txt и рассказала еще немало «лирики». Игорь Ашманов от души поблагодарил ее за то, что в ее докладе не было рассказа «про гараж» и основателей компании, которыми российский Google потчует публику уже не первый год. Насчет борьбы с «Яндексом» она посоветовала обратиться к Долгову, на остальные вопросы либо отказывалась отвечать, либо отделывалась самыми общими фразами.

Александр Садовский раскрыл пару «секретов» борьбы «Яндекса» за качество поиска. Так, оценивают выдачу квалифицированные люди - асессоры, у которых установлен специальный плагин к браузеру и есть система обратной связи. Они обращают внимание на витальность, полезность, релевантность результата поиска, учитывают сложные случаи – например, политематические запросы и прагматики.

Дальнейшее касалось взаимоотношения поисковика и оптимизаторов. Так, за обновление контента и работу над улучшением юзабилити «Яндекс» говорит «спасибо»; прописывать title, оптимизировать текст под запросы и ставить редиректы надо с умом. А вот выдавать разный контент, использовать невидимый текст, необоснованно разбивать сайт по нескольким доменам полезно в редких случаях.

Вопросы к главному визави отечественных оптимизаторов касались закрытия «Яндекс.XML», покупки SearchEngines.ru «Яндексом» (первоапрельская шутка Сергея Петренко), обновления тИЦ. Садовский отказался признать, что поисковик прячет в подвалах индусов или китайцев, которые как раз и заменяют хваленые алгоритмы. На вопрос: «Как вы относитесь к Sape.ru?» докладчик честно признался: «Я к нему не отношусь».

Встречу с представителями поисковых машин продолжил довольно пространный доклад Аркадия Морейниса, который теперь возглавляет отдел поиска в «Рамблере». Он специально подчеркнул, что впервые, после многих месяцев падения, доля вверенного ему поисковика в Рунете начала расти. Сам же он планирует сконцентрироваться на инновациях, одной из которых являются представленные на конференции вертикали. По сути, вертикаль – это коллекция в виде БД, упорядочивающая результаты по определенной теме.

Дальше Аркадий Морейнис долго говорил о проблемах с относительной релевантностью и визуализацией. На следующей неделе, возможно, будет открыта для тестирования бета-версия такого поиска. Доступ, правда, будет возможен только по приглашениям.

Отвечая на вопросы, он посоветовал Google и дальше «хорошо бороться с «Яндексом», чтобы на противостояние друг с другом тратились все ресурсы. Когда ему сказали, что аналоги вертикалей уже давно есть в «Яндексе»: блоги, курсы валют, новости и т.п., - он разразился длинной тирадой об успехе iPhone, видимо намекая на то, что «Рамблер» отныне представляет собой этакий Apple среди поисковиков.


SEO: клиенты против оптимизаторов

Настоящим аттракционом второго дня стали дебаты по поводу качества поисковой оптимизации. Началось все с юридических хитростей. Сергей Олейник (ИАС «Консалтинг.Стандарт») поднял вопрос о финансовых гарантиях в SEO. Так, многие поставщики услуг обещают, либо создают видимость таких гарантий - между тем, как показывает практика, предъявить к оптимизатору материальные претензии практически невозможно. В качестве доказательств в суде не подойдут распечатка сайта или «Яндекс.XML», никакого результата не даст осмотр сайта нотарисусом, судебным приставом или судьей.

Тем не менее, докладчик призвал и клиентов, и оптимизаторов заключать грамотные договора, в которых стоит прописывать схему взаиморасчетов и обязательства сторон, санкции за использование «черных» методов, дополнительный бюджет в случае «бана». Оптимизаторам же не стоит создавать магический ореол вокруг собственного бизнеса, нужно объяснять заказчикам особенности работы. В противном случае обычное «кидалово» ведет к озлоблению клиентов и портит рынок.

Сами SEO-специалисты реагировали на эти утверждения по-разному. Кто-то не верил, что оптимизаторам есть смысл прописывать обязательства по выводу сайта на конкретную позицию в поисковике, кто-то предлагал поместить в договор «Яндекс» в качестве «третьей» стороны. Один из участников высказал мысль о включении в договор пункта о психологической помощи, ведь никакой финансовой компенсации клиент с оптимизатора все равно не получит.

Тезис о том, что клиенты SEO покупают «кота в мешке», поддержала и Инга Скворцова, директор по маркетингу юридической фирмы «Клифф». Она попыталась поразмышлять над тем, каким же клиентам вообще нужна поисковая оптимизация. Так, крупные бренды и сегмент de-luxe ее не покупают, зато premium, средний и низкий сегменты в ней заинтересованы.

Далее она рассказала о своем опыте взаимодействия с оптимизаторскими компаниями. По ее мнению, многие игроки рынка просто зациклены на бюджетах заказчика: их интересует исключительно размер средств, которые клиент готов вложить в SEO. Как выяснилось, оптимизаторы, даже в лице крупных игроков, очень не любят общаться с клиентами, отделываются короткими отчетами и не стремятся говорить даже с «подкованным» заказчиком на равных.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100