«Умная» реклама шпионит по закону

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Смирнов Федор
«Умная» реклама шпионит по закону На Западе страх перед всевидящим оком поисковиков и рекламных сетей приобрел поистине государственные масштабы. Достаточно вспомнить многочисленные претензии к интернет-гигантам со стороны частных любителей сражаться с ветряными мельницами, правозащитных групп и даже Еврокомиссии. Пока параноидальные настроения пользователей не слишком мешают внедрению поведенческих технологий, хотя в дальнейшем ситуация может измениться. А что же Рунет? Неужели российские юзеры не верят в шпионов?
В этом году компания Google – первейший кандидат на роль «большого брата» - заявила о своей готовности специально «анонимизировать» данные о пользовательских запросах. По истечении двух лет записи в логах утратят идентификатор в виде IP-адреса, превратившись в груду обезличенной статистики. Этот жест доброй воли не остановил европейских правозащитников, которые инициировали специальное расследование. Теперь целая комиссия из трех десятков экспертов изучает шпионские наклонности глобальных поисковых машин. Опасения наверняка не так уж беспочвенны, ведь прошлогодний скандал с AOL продемонстрировал истинную цену такой анонимности. В августе прошлого года компания «упустила» обезличенные данные о 19 миллионах запросов, и находчивые журналисты The New York Times быстро нашли человека, признавшего свой «поисковый портрет».

Европа подозревает создателей «умной» рекламы во всех смертных грехах, в Рунете же проблемы будто и не существует. Может быть, виной всему слабое знание законодательства и национальная пассивность русских? Соответствующий закон у нас уже имеется. Принятый в июле 2006 года ФЗ «О персональных данных» гарантирует защиту «любой информации, относящейся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу». В эту категорию попадают, среди прочего, социальное и имущественное положение, а также уровень доходов. Статья 15 требует обязательного разрешения со стороны пользователя на обработку персональных данных оператором, если они используются с целью продвижения товаров и услуг. Казалось бы, это как раз наш случай – рекламные сети выстраивают пользовательские профили для прицельной стрельбы по потребителям.

Под ограничения закона не подпадает обезличенная статистическая информация, например, данные о посещении определенной веб-страницы. Таким образом, коллекционирование поисковых запросов, перемещений пользователей в Сети, кликов по рекламным объявлениям оказывается абсолютно легитимным. «Вместе с тем, есть пограничные случаи, трактовка которых может быть не однозначна, - прокомментировала этот вопрос Татьяна Никифорова, юрист практики по правовой защите ИС и ИТ юридической фирмы «Байтен Буркхардт». - Например, если отслеживаются страницы, посещаемые с определенного IP-адреса. С одной стороны, эта информация является «технической» и не содержит прямых указаний на конкретное лицо. С другой стороны, если компьютер используется одним человеком, то информация о его активности в Сети может быть расценена как персональные данные».

Мнения пользователя можно не спрашивать, если обработка информации осуществляется для статистических или иных научных целей. Распространяется ли эта формулировка на таргетирование интернет-рекламы – вопрос пока открытый, конкретный ответ появится, вероятно, с началом массового внедрения интеллектуальных технологий в отечественную рекламу. Пока поведенческий «шпионаж» делает в Рунете лишь первые шаги.

Так, в «Яндексе» TelNews заверили в отсутствии интереса к персональным данным. «На данный момент мы не используем поведенческий таргетинг при показе рекламы», - сообщил Евгений Ломизе, руководитель отдела рекламных технологий компании. Зато конкурирующая контекстная сеть – «Бегун» - не скрывает своей заинтересованности в таргетировании рекламы, исходя из поведения пользователя. Многолетние эксперименты «Бегуна» позволили показывать объявления даже там, где контекст отсутствует напрочь – используются накопленные данные о пользователях и площадках. Комментируя запуск Yahoo! SmartAds, Дмитрий Чистов, директор по внешним связям компании, сообщил, что «Бегун» строго придерживается требований закона «О персональных данных». При этом разрешения у пользователей компания все равно не спрашивает. Как выяснилось, она совершенно не обязана этого делать. «Поведенческие технологии «Бегуна» основываются на построении гипотез об интересах пользователей. Предположения строятся при помощи статистических алгоритмов, используя только техническую неперсонализированную информацию, источником которой, в основном, являются данные браузера», - пояснил Дмитрий Чистов. В результате с потребительской группой соотносят конкретный браузер, а не пользователя. Он добавил, что с помощью настроек программы любой человек, чересчур обеспокоенный собственной приватностью, может запретить «Бегуну» сбор статистики и удалить уже накопленную.

Эксперты связывают тот факт, что «Бегуну» не приходится отбиваться от бдительных пользователей, подобно Google и Yahoo!, со слабым уровнем развития гражданского общества в России. В Европе защите прав человека уже больше 20 лет уделяется особое внимание. «В российских условиях последние революционные изменения в законодательстве о персональных данных еще не скоро приведут к каким-либо существенным изменениям в сфере использования персональных данных в Интернете», - дал свой комментарий Алексей Туликов, эксперт программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в России. По его мнению, пользователи находятся между двух огней – их интересам соответствует и более «умная» интернет-реклама, и сохранность персональных данных. Соответственно, очень многое будет зависеть от их активности и состояния национального интернет-рынка.

«В то же время, уступки, на которые идут зарубежные интернет-компании под давлением зарубежных же юрисдикций, нередко распространяются и на российских пользователей Интернета, - добавил он в интервью TelNews. – Это вызвано не только тем, что зарубежные интернет-компании ведут свой бизнес экстерриториально, но также связано с формированием механизмов саморегулирования и этической компоненты использования Интернета в рекламе и торговле».

В «Бегуне» сохраняют оптимизм, наблюдая за «гражданской активностью» западных пользователей. «Как мы видим, работа юристов и журналистов не привела к запрету этих направлений в рамках бизнеса Google и Yahoo!. И у нас в России уже больше 10 лет активно обсуждаются вопросы приватности в Интернете. Но с учетом вполне качественной правовой базы, четко регулирующей эту область, я уверен, что невозможна ситуация, когда рекламные сервисы будут оперировать источниками персональных данных», - выразил уверенность Дмитрий Чистов.

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100