Рынок, построенный на болтовне

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Смирнов Федор
Рынок, построенный на болтовне Болтун – находка для Рунета. Эта осовремененная фраза хорошо характеризует различные коммуникационные сервисы: от социальных сетей до интернет-пейджеров. Извечная человеческая тяга к общению дает в итоге тысячи пользовательских профилей и миллионы регистраций в IM-сетях. Несмотря на устойчивую популярность, интернет-пейджер всегда воспринимался как детская игрушка, в противовес более взрослому и «деловому» способу коммуникации – электронной почте.
Такой взгляд «свысока» вряд ли можно считать оправданным. Многим людям какая-нибудь «аська» совершенно не мешает работать. Другие же – демонстративно удаляют интернет-пейджер, пытаясь подчеркнуть собственную занятость. Между тем, e-mail уже объявлен несовременным, устаревшим и подлежащим постепенному вытеснению из жизни пользователя. Конечно, не стоит слишком серьезно относиться к подобным исследованиям, однако тенденция очевидна – молодое поколение выбирает интернет-пейджеры. Они позволяют быстрее взаимодействовать с собеседником, а также пока не так сильно захламлены спамом.

Модные социальные сети полностью заслонили IM. На фоне социальной «бури» этот сегмент интернет-рынка выглядит спокойным омутом, где почти ничего не происходит, крупные игроки известны давным-давно, а векторы развития прочерчены на годы вперед. Это ложное впечатление мы попытаемся рассеять на этой неделе, сделав интернет-пейджер главным героем нынешней «Темы недели».

Российский IM-рынок не очень-то жалует глобальных игроков. Если в мировых масштабах, по данным comScore, лидируют AIM и Windows Live Messenger, сопровождаемые Yahoo! Messenger и ICQ, то средний российский пользователь, пожалуй, слышал лишь о последней из этих сетей. Позиции ICQ в Рунете традиционно очень сильны, хотя тягаться с «аськой» решаются и «доморощенные» проекты – например, Mail.Ru Agent. На мгновенный обмен сообщениями «большая четверка» обратила внимание сравнительно недавно. В сентябре 2005 года «Рамблер» адаптировал «аську» к российским условиям. До этого первые, неказистые версии своего IM-клиента выпустила Mail.Ru. В это же время появляется и «вольный стрелок» QIP, любительский проект Ильгама Зюлькорнеева, который вырос и «откусил» почти 20% рынка.

Rambler-ICQ, как и многие другие проекты «Рамблера», ждала непростая судьба. Русифицированная версия популярной программы, на которую было потрачено несколько человеко-лет, не вызвала особого ажиотажа у пользователей. Жесткая привязка к логину на «Рамблере» показалась многим неудобной, поэтому в версии 5.1 ее решили отменить. Поначалу пользователям были обещана голосовая связь, сопоставимая по возможностям со Skype, а в итоге – в мае этого года – у них отобрали даже отправку SMS. Сервис 2WAYSMS был признан ICQ «недостаточно популярным», а конкуренты кивали на «неудачную бизнес-модель» - зачем платить за SMS, если сообщения можно отправлять совершенно бесплатно? Глобальная популярность программы не помогла Rambler-ICQ, по количеству пользователей этот IM-клиент уступает даже самодельному «Агенту».

Mail.Ru не стала разыскивать «широкую спину», а взялась мастерить интернет-пейджер самостоятельно. Несмотря на скептические замечания, компания добилась аудитории в 2 миллиона человек, которую сразу же оценили спамеры. Теперь же Mail.Ru Agent успешно пытаются загнать в мобильные устройства, чтобы молодежная аудитория тратила на общение в «сотни раз меньше денег». Стоявший особняком QIP чуть было не включился в гонку в составе «большой четверки». До сих пор ходят слухи, что интернет-пейджер принадлежит компании, аффилированной с «РБК», хотя на официальном уровне они не находят подтверждения. Как бы то ни было, в конце июня появился QIP Infium, который вполне сопоставим по своим возможностям со Skype. Прочное место в этом IM-клиенте застолбил себе SIPNET – оператор IP-телефонии, новая версия интегрирована с его продуктами.

IM-направление напрочь отсутствует в «Яндексе», в котором до недавнего времени видели, в основном, поисковик и сеть контекстной рекламы. Появление «Фоток», собственного блог-хостинга и покупка «Моего Круга» заставляют подозревать, что ситуация скоро изменится. Западные же игроки в Рунет не торопятся. Некоторую активность демонстрирует Microsoft, который пытается обменять юзеров Windows Live Messenger на призы, но пока без видимого успеха. Gtalk не получил в России заметного распространения, зато количество приверженцев Skype наверняка вырастет, после того, как появились удобные способы оплаты.

Какой век отмерян Rambler-ICQ? Насколько утопична мысль о всеобщей совместимости всех IM-сетей? Ждет ли Рунет нашествие глобальных интернет-пейджеров? Сколько можно заработать на чужой болтовне? Куда заведут IM мобильные устройства? Эта неделя  на TelNews посвящена интернет-болтологии, постаравшись разглядеть за внешним спокойствием отечественного IM-рынка его ближайшие перспективы.

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100