Машина по разоблачению журналистов

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Смирнов Федор
Тематика: prсми
Машина по разоблачению журналистов Сотрудники бумажных изданий, вероятно, скоро будут трепетать, запуская браузер – в Рунете появился уникальный ресурс по разоблачению «заказухи». Его автор – этакий Джеймс Бонд из журналистской среды – аккуратно подшивает «заказные», по его авторитетному мнению, материалы, собирая досье на российских политиков и коммерсантов. Попутно он рассказывает занимательные истории из собственной жизни, ругает «журналюг» и даже пытается заработать на своем бескорыстном мониторинге кое-какие деньги.

Разнообразные издания уже успели порядком потоптаться по PRagent.ru. Действительно, ресурс вызывает смешанные чувства. Фразы всяких известных людей о том, что «в газетах нет ни слова правды», «я обычно читаю между враками», и напутственные слова президента Путина, которые ротируются в «шапке» сайта, вызывают симпатию к автору как идейному борцу с «заказухой». А вот сами способы борьбы вызывают серьезные сомнения: из вороха авторитетных изданий (почему-то исключительно бумажных) создатель этого детектора «заказных» публикаций произвольно выбирает статьи и раскладывает их по «игрокам». В числе последних можно обнаружить как политических фигур вроде Жириновского, Потанина, Зурабова и Касьянова, так и известные компании – «Роснефть», РАО ЕЭС, «Северсталь».

Критерии «заказного» материала сформулированы крайне расплывчато. Так, например, верными признаками считаются появление в одном и том же издании нескольких заметок на одну и ту же тему, а также содержащаяся в них однозначная оценка (как положительная, так и отрицательная). О «заказухе» говорит и отсутствие статьи в интернет-версии бумажного издания: за нее, дескать, не доплачивают.
«Пресса у нас свободная, но и читатель - тоже свободный. Ему только нужно немного помочь, научить читать между строк. Иногда слегка затемнить розовые очки или осветлить темные. Наука невеликая, не самолеты делать. Достигается тренировкой. Хватит исходить из предпосылки, что Россию населяют дураки, с трудом передвигающиеся по плохим дорогам. Исходя из этого, я предлагаю всем новую народную забаву», - вещает автор сайта, подписывающийся как “PRagent 007” (домен зарегистрирован на некого Алексея Трушина). Насчет забавы он явно кривит душой, вся суета продиктована желанием продать «коммерческий мониторинг федеральных и региональных СМИ по интересующей тематике».

Того самого думающего читателя, наверное, волнует вопрос о том, какая политическая сила стоит за онлайновыми разоблачениями. TelNews же заинтересовала позиция участников российского ИТ-рынка по отношению к такому социальному мониторингу. Дело в том, что в числе «заказчиков» числятся, например, РБК, Mail.Ru, Евгений Касперский. Сам разоблачитель отказался дать комментарии, зато «игроки» оказались очень разговорчивы.

«Сама по себе идея социального мониторинга публикаций СМИ на предмет появления коммерческих публикаций, конечно интересна, хоть и не нова. На PRagent.ru создана неплохая подборка публикаций по персоналиям и компаниям - это может быть интересно, но лично я вряд ли буду использовать ее в своей работе», - сообщила Ирина Зимицкая, менеджер по развитию компании SPBNET. По ее мнению, ресурс нельзя признать авторитетным: выводы автора стоило бы подкрепить комментариями, нет сервисов для дискуссий.
«Думаю, для ИТ-рынка такой ресурс будет сложно создать, во-первых, потому что само количество публикаций на ИТ-тему в печатных СМИ (за исключением специализированных) меньше, а интернет-СМИ сейчас очень «разношерстные», кроме них существуют также социальные сети и популярные персоны, чье мнение может быть гораздо более влиятельным», - добавила Ирина Зимицкая.

«На первый взгляд, ресурс похож на некую информационно-аналитическую площадку с явной коммерческой составляющей: «посмотрите, сколько известных федеральных СМИ мы мониторим, и закажите у нас исследование», - прокомментировала Ольга Кобзарева, руководитель информационной службы «Лаборатории Касперского». Ее удивило, что отдельно отслеживаются публикации о Евгении Касперском, при том, что статьи о самой компании и других участниках рынка информационной безопасности отсутствуют. Удивила ее и сама подборка материалов.
«Если же предположить, что эти материалы выбраны с той целью, чтобы показать пользователям PRagent, что такое «заказные публикации», тогда создателям ресурса остается только посочувствовать, поскольку становится очевидным, что они абсолютно не понимают критериев, по которым тот или иной материал считается заказным. Я готова детально разъяснить информационную политику «Лаборатории Касперского» всем желающим при необходимости, сейчас же ограничусь только одним – наша компания принципиально не размещает материалов за деньги, и все, что появляется на страницах российских СМИ, является исключительно отражением интереса данных СМИ к «Лаборатории Касперского», - пояснила Ольга Кобзарева.

Сергей Рудняев, возглавляющий интернет-агентство “eMarka“, считает, что данный проект подпадает под действие Уголовного Кодекса в частях 2,3 статьи 129 «Клевета». «Максимальный срок, который грозит владельцу домена - 3 года лишения свободы. Однако если заявленные СМИ решат возместить свой моральный и материальный ущерб, Алексею мало не покажется», - продолжает Сергей Рудняев. - Да, действительно есть случаи печатания «заказухи», их расследует прокуратура и т.д. Может быть, автор сайта все-таки имеет в виду не «заказуху», а рерайтинг пресс-релиза? Так я краем уха слышал, что автор вроде бы журналист, уж он-то должен знать, что большая часть информации делового издания формируется как раз-таки с помощью пресс-релизов различных компаний». По его мнению, для мониторинга публикаций существует большое количество более удобных инструментов, начиная от «Яндекс.Новостей» до «Медиалогии» и «Интегрума». Данный проект ничего нового не дает, а, вполне возможно, является лишь неудачной попыткой «прославиться» для автора сайта.

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100