Вместо банка – секс-шоп?

Опубликовано: 16.04.2008, 12:31 Автор: Рубрики: домены
Вместо банка – секс-шоп? Рынок доменных имен в очередной раз огласился громким скандалом. Если вдруг, набирая в Интернете адрес Сбербанка, вы ошибетесь и вместо ru напишете su, вы окажетесь на сайте онлайнового секс-шопа. Неожиданно, не правда ли? Подобное происходит и с некоторыми другими известными российскими банками.

Все дело в том, что домены SBRF.SU, VTB.SU, VTB24.SU и MMBANK.SU, созвучные сайтам «Сбербанка», «Внешторгбанка», «ВТБ 24» и ММБ, были зарегистрированы известным киберсквоттером Андреем Карединым. Недавно он объявил о том, что намеревается продать их по цене от $800 тыс. до $1 млн каждый. В первую очередь приобрести их он предлагает самим банкам. Также возможна аренда доменов за «смешную» сумму в $10 тыс. в месяц. В противном случае эти домены будут выставлены на аукцион.

В свою очередь, представители банков заявляют о том, что не собираются покупать домены и будут добиваться их передачи через суд. Для того, чтобы убедить банки выкупить у него домены, Андрей Каредин разместил на них «зеркало» одного из онлайновых секс-шопов.

Киберсквоттинг: явление или зловредство?

Киберсквоттингом обычно называют деятельность, в основе основой – регистрация популярных – или возможно популярных – доменных имен с целью последующей их перепродажи. Само название «киберсквоттинг» аналогично термину для обозначения незаконного захвата земель.

Зачастую киберсквоттеры грациозно балансируют на грани законности. Отношениям захвата доменных имен свойственны как цивилизованные решения, так и ситуации, простирающиеся далеко за рамки правового поля. Действия Андрея Каредина были классифицированы многими участниками рынка как нечто из ряда вон выходящее. «Даже сослуживцы по цеху (домейнеры) негативно отреагировали на это происшествие. Мне кажется, это больше похоже не на киберсвоттинг, а на вымогательство и шантаж», – отметил Илья Поярков, генеральный директор компании XSS.

Тамара Сухова, руководитель Интернет-проектов ООО «Гарант Парк Телеком», считает, что захват доменного имени, совпадающего с чужим товарным знаком, с целью последующей перепродажи правообладателю или его конкуренту и есть классический киберсквоттинг. «Размещение зеркал секс-шопа - мелкое хулиганство обиженного на «сорвавшуюся халяву» молодого человека», – заявила она.

Нужно ли платить киберсквоттеру?

В подобных случаях у банков есть три пути решения проблемы. Первый – просто проигнорировать предложение или угрозы киберсквоттера, сочтя незначительным возможный ущерб. Однако, как считает Тамара Сухова, если мошенники создадут на данных доменах точные копии банковских сайтов, то смогут собрать информацию о кредитных картах самых доверчивых клиентов. Это, несомненно, нанесет банкам как финансовый ущерб, так и негативно скажется на их репутации. Поэтому потенциальных жертв у киберсквоттеров предостаточно.

Другой вариант – пойти на уступки, и, поторговавшись и сбросив цену домена примерно вдвое, а то и больше, все-таки заплатить киберсквоттеру и получить в свою собственность еще один домен. Такое развитие событий вполне логично. «Естественно, не все указанные банки обратятся в суд и будут добиваться правоты в судебном порядке, некоторые просто не обратят свое внимание на эти домены, а некоторые пожелают урегулировать вопрос в досудебном порядке», – отмечает Екатерина Царькова, директор департамента развития и маркетинга ООО «Регистратор доменных имён РЕГ.РУ».

Однако, по данным Екатерины Царьковой, компаний, которые предпочитают первый и второй пути решения проблемы, становится все меньше и меньше. Как правило, в случае с регистрацией третьими лицами доменных имен, содержащих имена зарегистрированных торговых марок, в суде решение будет принято в пользу действующего правообладателя на торговую марку. Но, по словам Тамары Суховой, есть прецеденты, когда пострадавшая от киберсквоттинга сторона проигрывала дело. Такое возможно, в частности, если на домене располагается сайт, не извлекающий коммерческой выгоды, либо совпадение с торговым знаком признано неполным.

Еще одним минусом судебного разбирательства являются существенные временные и финансовые затраты. В лучшем случае на слушание судебного дела по доменному спору может уйти несколько месяцев. Кроме того, в любом случае – будет ли выиграно или проиграно дело – компании придется оплатить судебные издержки. И хотя сейчас юридические нормы позволяют накладывать штрафные санкции и даже привлекать киберсквоттера к уголовной ответственности.

Знал бы - соломку подстелил

Попавшим в такую ситуацию банкам можно лишь посочувствовать. Однако если бы маркетинговые службы банков либо отделы веб-проектов были бы немного расторопнее, они бы зарегистрировали доменное имя раньше киберсквоттера. «Здесь может быть лишь одна рекомендация - регистрируя товарный знак, желательно сразу же регистрировать и все доступные созвучные и графически схожие имена в популярных доменных зонах и в национальных доменах регионов, где компания собирается вести свой бизнес», – отмечает Тамара Сухова.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100