И вновь у Google News проблемы в Европе

Опубликовано: 15.01.2007, 16:35 Автор:
И вновь у Google News проблемы в Европе Компании Google пришлось столкнуться с целой волной протеста со стороны газетных издательств в Европе, последствия которой могут отрицательно сказаться на объеме контента, доступного конечным пользователям через поисковую систему.

В пятницу представителю интернет-гиганта надлежит быть в суде для слушания дела по поданному представителями бельгийской прессы ранее в этом году иску. Обвинения касаются нарушения компанией Google авторских прав: на ресурсе Google News размещаются статьи и заметки из бельгийских газет.

Как известно, беда не приходит одна. Две-три недели назад интернет-компании пришлось задержать запуск немецкого варианта веб-сайта Google News из-за того, что местные газеты потребовали предоставить им доступ к системе, что позволило бы им принимать непосредственное участие в работе сервиса Google (то есть допускать или не допускать определенные статьи в Сеть), отмечает начальник юридической службы Датской ассоциации издателей газет (Danish Newspaper Publishers Association). Изначально планировалось, что новостные заметки и статьи из газет будут попадать на сайт Google News автоматически.

Организация Norwegian media group также выразила недовольство онлайн-сервисом Google News, в особенности публикацией в Сети фотографий авторов и иллюстраций к статьям. «Согласно норвежскому закону об авторском праве вы не можете использовать фотографии без согласия правообладателя, и здесь этому придается большое значение», – говорит Пернель Борсет (Pernelle Borset), первый помощник директора Норвежской ассоциации медиа-компаний (Norweigan Media Businesses' Association).

Все эти протесты указывают на обеспокоенность некоторых издательств тем фактом, что  Google стремится выйти за рамки простого поискового сервиса и стать мощной медиа-компанией, извлекающей прибыль из чужого контента. Издатели новостей, книг и другого контента инициируют судебные разбирательства по поводу обвинения в нарушении авторских прав, пытаясь заставить Google выкладывать контент только с разрешения правообладателей и даже выплачивать некую компенсацию за его использование.

Представители Google заверяют, что компания действует в рамках закона, так как онлайн-сервис предоставляет пользователям лишь отрывки статей, и, кроме того, издатели могут легко отказаться от услуг Google News. Он также подчеркнул, что благодаря сервису повышается посещаемость веб-сайтов издателей, так как в Google News представлены ссылки на размещенные там полные версии статей, более того, поисковый сервис по сути рекламирует многие работы, которые другими путями пользователи и не нашли бы. Также уполномоченный интернет-гиганта заметил, что если бы поисковым движкам требовалось разрешение на индексирование каждого сайта, то сервисы онлайн-поиска вообще не смогли бы работать.

«Если контент не проиндексирован, поисковая система его не «увидит» и не включит в результаты поиска. Если поисковая система его не включит в результаты поиска, то как он может быть найден? – спрашивает Дэвид Юн (David Eun), вице-президент Google по вопросам информационного сотрудничества, на блог-сайте компании – Представьте себе библиотеку без указателя названий или тематики книг на полках или же без каталога авторов».

Но критики говорят, что это неподходящий пример. Google не является общественной службой, в отличие от библиотеки, это заинтересованная в прибыли компания. Возможно, интернет-компания и не пытается «агрессивно делать деньги» на новостном сервисе, наполняя его рекламой, но этот сайт привлекает к Google немало посетителей, а посетители означают деньги, деньги от рекламодателей.

Google – не единственная компания, ставшая мишенью для нападок европейских издателей печатной прессы. Copiepresse, организация, представляющая бельгийские газеты, послала письмо в онлайн-подразделение Microsoft – MSN – с требованием прекратить публикацию в Сети материалов из бельгийских газет и впредь воздерживаться от их несанкционированного использования. Программный гигант решил не устраивать судебных разбирательств, а просто удалил со своего сайта все ссылки на материалы бельгийской прессы. Представитель Copiepresse сказал, что данные требования могут коснуться и других интернет-компаний.

В результате судебных исков, инициированных в США Agence France Press, Authors Guild и другими организациями, Google и остальные поисковые системы получат предписания о том, каким образом индексировать и представлять защищенные авторским правом материалы на их веб-сайтах. Для пользователей это означает возможное ограничение онлайн-доступа к столь широкому ассортименту контента, который есть сейчас.

В сентябре компания Google проиграла первое судебное дело, инициированное группой Copiepresse, вследствие чего с бельгийского поискового сайта компании, а также с Google News был удален информационный контент соответствующих газет. Однако на этом слушании представитель интернет-гиганта не присутствовал из-за административной ошибки Google. 24 ноября, если делегат Google все-таки объявится в суде, компания впервые представит аргументы своей защиты.

Результаты судебного разбирательства могут отразиться не только на Google News. Юристы Copiepresse заявляют, что, индексируя и кэшируя контент, принадлежащий членам издательской группы, Google делает копии статей для последующего коммерческого использования, а это является нарушением авторских прав. Естественно, будет затронут вопрос о незаконном использовании интернет-компанией информационных материалов без получения разрешения со стороны правообладателей.

Эти доводы могут быть применены и в отношении других видов контента. Поисковые системы без получения согласия правообладателей индексируют и кэшируют в Сети огромную массу защищенной законом об авторском праве информации. Если суд первой инстанции в Брюсселе поддержит сторону обвинения, то это сделает работу поисковых систем в бельгийском интернет-пространстве более чем затруднительной.

«Вынесение судебного решения в пользу истцов сделает работу поисковых систем в Бельгии невозможной, так как они не смогут индексировать защищенные авторским правом страницы без прямого разрешения», – сказал Дэнни Салливан (Danny Sullivan), главный редактор SearchEngineWatch.com.

Благоприятное для Copiepresse завершение судебного процесса может побудить других владельцев издательских прав искать справедливости и потенциально повлиять на практику применения закона об авторском праве к поисковым системам в других европейских странах. Окончательное решение суда ожидается не ранее, чем через несколько недель. Стоит отметить, что компания Google в свою очередь подала жалобу на Copiepresse.

Интернет-компания никак не комментирует возможные последствия данного дела, но признает его важность в одной из публикаций в блоге Google: «Мы понимаем, что это дело поднимает очень важные и комплексные вопросы, которые затрагивают ядро рабочей схемы поисковых движков», – пишет Рэйчел Ветстоун (Rachel Whetstone), директор европейского подразделения Google по корпоративным контактам и связям с общественностью.

В Европе нет единого закона о «добросовестном использовании» (fair use), как в США, который допускает использование защищенных авторским правом материалов без согласия правообладателя при соблюдении определенных условий. Обычно судьи обращают внимание на такие факты: является ли использование защищенной авторским правом работы коммерческим, какая ее часть используется и как может сказаться использование данной работы на ее стоимости.

Пока неясно, подадут ли подобные иски другие газеты. Скорее всего, что большая часть не будет с этим связываться и представит свои материалы на Google News, так как это серьезно увеличивает трафик веб-сайтов газет.

«Google News – это мощный генератор трафика, – сказал Расти Коутс (Rusty Coats), генеральный директор TBO.com, веб-сайта флоридской газеты Tampa Tribune. – Газета получает 15% трафика от поисковых систем, а если в регионе произойдет ураган (а народ ведь падок на такого рода новости), то эта цифра может вырасти и до 50%».

«То что Google также выигрывает от увеличения трафика, я воспринимаю как плату за популяризацию сайта газеты. Пытаясь запретить листинг газетных статей и заметок в поисковых системах, я буду пилить сук, на котором сижу, – сказал Коутс. – Ничто в этом мире не является на 100% положительным, но Google по крайней мере не приносит вреда».

Салливан из SearchEngineWatch.com заметил, что бельгийские газеты смогли объединиться и оказать давление на Google, потому что они работают на маленьком рынке. Произвести такие действия на большом рынке, таком как в США, значительно сложнее. Он подверг критике поступок Copiepresse, говоря, что бельгийские газеты могли просто-напросто отказаться от услуг поисковой системы Google вместо организации судебного дела. «Во всем этом деле явно просматривается желание бельгийских газет быть представленными в списках Google, но при этом еще и получать часть доходов интернет-компании».

Но Анжела Миллз Уэйд (Angela Mills Wade), исполнительный директор Европейского издательского совета (European Publishers Council), заверяет, что другие участники издательской сферы понимают Copiepresse. «Газеты единодушны во мнении, что существующая ситуация нестабильна, – говорит она. – В то время как некоторые газеты предпочтут путь судебного разбирательства, основная масса больше склоняется к технологичному решению, которое даст им больше контроля над представленным в поисковой системе контентом».

Европейский издательский совет принимает непосредственное участие в разработке технологии под названием Automated Content Access Protocol (ACAP - протокол автоматического доступа к данным). ACAP - это система, благодаря которой газеты получат больший контроль над движением их контента в Сети. Компания Google готова присоединиться к инициативе ACAP, но выражает желание, чтобы протокол был основан на технологии robots.txts. Данная технология используется веб-издателями для запрета индексирования их сайтов поисковыми системами, и она не является абсолютно новой, отмечает Ветстоун.

Европейская ситуация говорит о том, что компании Google неплохо бы несколько просветить издателей. «Понятно, что руководители газет расстроены, но во многих вопросах они еще и заблуждаются, – сказал Салливан. – Например, компания Google подписала договор, согласно которому будет оплачивать статьи информационного агентства Associated Press. Естественно, другим издателям не понравилось это особое отношение. Фактически все оказалось довольно просто: представитель Google заявил, что контент Associated Press будет использоваться на условиях, которые выходят за рамки разрешенных законом об авторском праве; возможно, для нового сервиса, хотя он не уточнял, как именно компания распорядится контентом Associated Press».

Другие издатели считают, что сотрудничество с поисковыми системами может быть взаимовыгодным. Только на прошлой неделе несколько крупных американских газет объявили о заключении договора с Yahoo о публикации рекламных объявлений и другого контента на веб-сайтах интернет-гиганта. Цель соглашения – увеличить объем трафика как для Yahoo, так и для веб-сайтов газет.

Google все еще остается в первую очередь технологической компанией, а технологии для газет – это «темный лес», считает Коутс. Такое положение вещей способствует развитию партнерских отношений, благодаря которым издатели получают доступ к рекламодателям и открытым программным интерфейсам интернет-компании. Например, задействовав технологию RSS, Google способствует более широкому распространению контента издателей.

«Тем временем, компании Google, похоже, придется отказаться от сотрудничества с газетами и другими контент-провайдерами, с которыми ей не удалось договориться», – сказал Эндрю Гирдвуд (Andrew Girdwood), начальник технического отдела поиска BigMouthMedia, английской компании, занимающейся оптимизацией поисковых систем.

«Основная цель Google – проиндексировать всю информацию в мире, – говорит Гирдвуд. – Но не существует такой газеты, без которой мир не смог бы обойтись».

Однако, возможно, существуют целые страны, без которых компании Google не хотелось бы обходиться.

Источник: InfoWorld


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100