«В Контакте» против «Премии Рунета»

Опубликовано: 29.10.2008, 14:32 Автор: Родин Дмитрий Рубрики: мнения
«В Контакте» против «Премии Рунета» «Премия Рунета», проводящаяся в этом году в пятый раз, снова испытывает трудности, связанные с механизмом голосования. В конце прошлой недели интернет-ресурсы РОЦИТ – организатора конкурса – на время вышли из строя в результате действий представителей социальной сети «В Контакте».

Сначала в пятницу днем было отмечено значительное и резкое усиление позиций «Одноклассников» в народном голосовании, что было расценено многими как результат спланированной «накрутки». Однако чуть позже выяснилось, что пользователи «Одноклассников» незадолго до этого получили сообщения с призывом поддержать проект в голосовании – в таком случае столь резкий рост этой социальной сети, возможно, был обусловлен массовой рассылкой таких сообщений, отклик на которую оказался незамедлительным. При этом подобные письма, как выяснилось, получили не все пользователи социальной сети, а только некоторые, и по какому принципу проводилась рассылка – непонятно, что вносит в и так довольно мутную ситуацию еще больший хаос.


Ближе к ночи появился другой повод для обсуждения «Премии Рунета» - доступ ко всем онлайн-ресурсам ее организатора (РОЦИТ) был временно ограничен в результате DDoS-атаки. Именно так назвали представители РОЦИТ действия социальной сети «В Контакте», которые ее генеральный директор и создатель Павел Дуров предпочитает называть «тест-драйвом сайта премии». Зачем нужно было проводить такой тест-драйв, г-н Дуров попытался объяснить в собственном блоге. Как выяснилось, он остался недоволен уровнем организации конкурса в прошлом году, когда в результате аналогичных описанным выше призывов «В Контакте» к своим пользователям проголосовать за проект на сайте премии этот самый сайт неизменно отключался, не справляясь с наплывом посетителей.


Социальной сетью «В Контакте» было принято решение в этом году в конкурсе не участвовать - тем не менее, ресурс был выдвинут пользователями в качестве номинанта в народном голосовании. «Я несколько раз просил организаторов премии исключить «В Контакте» из голосования в этом году», - пишет Павел Дуров. - К сожалению, организаторы не сочли возможным исключить нас из голосования. Зато один из сотрудников премии сообщил, что их технические проблемы в этом году решены, и бояться нам нечего».


Для того чтобы проверить, способен ли на этот раз сайт «Премии Рунета» принять голоса всех желающих проголосовать за «В Контакте», в ночь с пятницы на субботу и был запущен так называемый «тест-драйв». В его ходе около 10% пользователей «В Контакте» незаметно для себя обращались к сайту премии, как если бы они хотели посмотреть на страницу голосования. Собственно голосования при этом не осуществлялось, однако и этого оказалось достаточно для того, чтобы вывести из строя все интернет-ресурсы РОЦИТ.


В комментариях на сайте Roem.ru Павел Дуров отметил, что «борьба с торрентами и башоргом даже в случае победы как-то не радует», а тест-драйв «не имел целью положить ресурс премии». По его словам, в прошлом году многие пользователи «В Контакте», которые не смогли проголосовать за любимый ресурс из-за технических проблем на сайте «Премии Рунета», воспринимали это как технический сбой в работе социальной сети. «Для технологической компании это недопустимо», - заметил Павел Дуров.


О позиции РОЦИТ в данной ситуации в небольшом интервью TelNews рассказал его исполнительный директор Сергей Плуготаренко:


- В этом году «Премия Рунета» в очередной раз испытывает проблемы, связанные с механизмом голосования. Можно ли как-либо застраховаться, обезопасить «Премию» от подобных случаев, и планируете ли вы делать это в дальнейшем?


- Проблемы, связанные с народным голосованием, будут всегда, и их количество будет прямо пропорционально известности конкурса и желанию участников интернет-рынка победить в народном голосовании или хотя бы войти в «народную десятку».


Если говорить про «технологические ухищрения» номинантов и голосующих, то ситуация здесь, на мой взгляд, очень напоминает ситуацию с вирусами: кто-то их пишет, а кто-то пишет антивирусное ПО (и этот «второй кто-то» всегда будет немного отставать от «изобретателей вирусов» - за исключением редких случаев, когда можно предвосхитить и предотвратить запуск вирусных механизмов). У нас примерно так же: что-то мы предвидим заранее, а с чем-то приходится бороться уже по факту обнаружения проблемы.


В этом процессе нам здорово помогают интернет-пользователи и голосующие. Они выявляют «накрутки» и нарушения правил народного голосования и сигнализируют нам о них. Мы стараемся максимально эффективно решать эти проблемы (либо связываемся с нарушителем, делаем предупреждение и исключаем его из народного голосования, если предупреждение не было воспринято, либо ужесточаем правила народного голосования и вводим новые технические ограничения).


Поток поступающих к нам писем с вопросами, предложениями и жалобами на нарушителей исчисляется десятками в сутки в обычном режиме и сотнями в сутки, если происходит какой-то массовый процесс агитации или нарушения. Мы стараемся ответить всем, и в такие дни превращаемся в «горячую линию» или сall-центр. Считаю, что оперативность нашего реагирования и компетентность принимаемых нами технических решений - на высоте. И оба этих показателя растут год от года.


Трудновато становится тогда, когда схлестываются «гиганты» - в 2007 году, к примеру, в дни перед окончанием народного голосования и церемонией вручения «Премии Рунета» посещаемость сайта народного голосования перевалила за 500 тыс. хостов в сутки. Было трудно, но мы тогда справились.


- Проясните позицию РОЦИТ относительно действий «В Контакте», приведшим к отключению нескольких ваших сайтов. Расцениваете ли вы их как DDoS-атаку, и какие ответные действия собираетесь предпринимать?


- Позиция РОЦИТа - обеспечить максимально корректную процедуру голосования Экспертного клуба и Экспертного совета. К народному голосованию РОЦИТ не имеет отношения. Народное голосование - это специальная акция в рамках конкурса «Премия Рунета», ее проводит и за нее отвечает оргкомитет конкурса. При этом техническая реализация механизма народного голосования находится в компетенции веб-службы РОЦИТа.


В рамках народного голосования каждый интернет-пользователь может номинировать на «Премию Рунета» свой любимый интернет-ресурс, что и было сделано с социальной сетью «В Контакте» одновременно несколькими интернет-пользователями в октябре 2008 года. После открытия третьего тура народного голосования и появления «В Контакте» в TOP-50, оргкомитет «Премии Рунета» получил запрос по e-mail с публичного почтового сервера от г-на Дурова с просьбой убрать проект «В Контакте» из номинантов Премии Рунета в народном голосовании.


Запрос этот поступил 21 октября, накануне открытия RIW-2008, когда большая часть сотрудников РОЦИТа (включая технических специалистов) находилась на площадке в «Крокус Экспо» - в этот, и в последующие четыре дня. Мной был подготовлен ответ, в котором я сформулировал основную мысль: мы готовы снять «В Контакте» с народного голосования, однако нам нужны гарантии того, что запрос поступил от руководства социальной сети, и что после снятия проекта (помимо очевидного народного недовольства) не поступит очередной запрос от представителей «В Контакте» с требованием объяснить, куда девался проект.


Гарантии поступили в весьма своеобразном виде, а именно в виде публикации в блоге «В Контакте» информации о том, что с раннего утра субботы 25 октября администрация проекта приняла решение «поэкспериментировать с сайтом «Премии Рунета». В результате www.premiaruneta.ru и http://narod.premiaruneta.ru «умерли» - поскольку действительно не были готовы в эти дни к подобной нагрузке.


С утра в субботу (это был как раз последний, завершающий день RIW-2008) прямо из «Крокус Экспо» мы вступили в телефонный и e-mail- контакт с представителями «В Контакте», после чего нам сообщили о снятии нагрузки на сайт «Премии Рунета» и выделили ровно 1 час на удаление проекта из числа номинантов в народном голосовании.


Мы сделали это, «сломленные» демонстрацией силы и безусловного технологического превосходства одной из лидирующих социальных сетей Рунета – «В Контакте». Помню еще, что многие участники RIW-2008 шутили в субботу, что проект «В Контакте» безусловно достоин статуэтки Премии Рунета в специальной номинации за волю к достижению цели и технологическую мощь.


Для себя мы пока не сделали никаких окончательных выводов по произошедшему инциденту. Собираем информацию, обрабатываем, прислушиваемся к мнению сообщества - и делаем выводы. Для себя мы отвели на это ровно 1 неделю.


- Какие факторы, помимо собственно волеизъявления голосующих влияют и могут влиять на распределение мест между участниками конкурса?


- В Конкурсе «Премия Рунета» есть три составляющие:



  1. экспертное голосование, которое в 3 этапа определяет лауреатов в 6 основных и 2 специальных номинациях - всего таких лауреатов 20. Это «основные» лауреаты конкурса;
  2. народное голосование, в котором участвуют все желающие интернет-пользователи, и по результатам которого определяются «Народная десятка» и «Народный лидер» (которому и вручается статуэтка);
  3. мнение Попечительского совета «Премии Рунета», который определяет одного лауреата (персону), получающего персональную награду «Национальное достояние российского Интернета».

Все эти три компонента никак не пересекаются и не конфликтуют. Они достаточно обособлены и не влияют друг на друга. Поэтому вдвойне интересно понаблюдать за распределением голосов экспертов и голосов интернет-пользователей.


- На ваш взгляд, отражает ли количество голосующих реальные ценность и качество того или иного проекта, участвующего в конкурсе?


- В первую очередь, позиция в народном голосовании «Премии Рунета» показывает мобильность, приверженность и активность сообщества, созданного вокруг того или иного проекта. Во-вторых, это, конечно, популярность бренда. И в-третьих, ценность и качество продукта и сервиса. Остальные критерии народного голосования, на мой взгляд, вторичны и действуют на подсознательном уровне.


- Какие средства борьбы с «накрутками» предусмотрены и применяются организаторами «Премии Рунета»? Распространяется ли на подобные случаи правило о том, что вы просите устранить нарушение в течение трех рабочих дней?


- Мы стараемся оперативно реагировать, работаем в режиме «горячей линии», общаемся с голосующими и номинантами, модифицируем технологические решения и постоянно ужесточаем правила. Реагировать стараемся всегда более оперативно, чем «в течение трех дней», однако не все случаи бывают однозначными и легко идентифицируемыми. Тогда период реакции дольше.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100