Ефим Галицкий: «Летом прошлого года реального оттока пользователей Рунета не было»

Опубликовано: 15.04.2008, 20:26 Автор: Родин Дмитрий Рубрики: мнения
Ефим Галицкий: «Летом прошлого года реального оттока пользователей Рунета не было» Неутешительные данные последнего исследования Фонда «Общественное мнение», касающиеся интернета, оказались неверными вследствие ошибки при подсчетах.

Об этом TelNews стало известно в ходе интервью с ведущим аналитиком ФОМ Ефимом Галицким, ранее спрогнозировавшим уменьшение аудитории Рунета, которое наблюдалось в прошлом году и вызвало немало шума. Напомним, вслед за прошлогодним летним спадом по этому показателю был отмечен осенний скачок, однако этой зимой, по данным аналитиков ФОМ, количество пользователей Рунета вновь стало уменьшаться. Как выяснилось, спустя достаточно продолжительное время после опубликования этих данных, изначально в них содержалась ошибка, которая устраняется в настоящее время. По словам Ефима Галицкого, зимой также наблюдался рост количества российских пользователей Сети.

- Многие компании, работающие в сфере интернет-бизнеса, сейчас делают весьма оптимистичные прогнозы о своем будущем, рассчитывая на продолжающееся проникновение интернета в регионы. Дают ли им данные исследований ФОМ основания опасаться за точность таких прогнозов?

- Пожалуй, да. Конечно, темпы роста интернета несколько ниже, чем раньше, но рост есть.

Динамика численности полугодовой аудитории Интернета по данным Фонда «Общественное мнение», млн. чел.

На протяжении 5 лет (с лета 2002-го по весну 2007-го) число жителей России, которые пользовались интернетом хотя бы раз в полгода, росло почти каждый сезон на процентный пункт (8%, 9%, 10% и т.п.), то теперь процентный пункт «нарастает» примерно за три сезона. Это средние показатели. Но на фоне снижения темпов стала заметна определенная сезонная составляющая. Летом 2007 года впервые в истории России доля пользователей интернета не только не возросла, а даже сократилась.

Это снижение, как нам кажется, связано не с «отливом» людей из интернета, а с отъездом части пользователей на отдых за рубежи нашей Родины. Не исключено, что многие из них продолжали посещать Рунет из-за кордона (такие люди есть - это я могу подтвердить собственным примером). Но наши опросы проходят по месту жительства и репрезентируют наличное население России, т.е. тех, кто находится на территории страны.

Говорить об обоснованности чьих-то бизнес планов мне трудно - я не знаю, какие именно прогнозы роста интернета положены в их основу. Если это наш прогноз, то пока он сбывается с высокой точностью. В соответствии с ним на 1 января 2008 года полугодовая аудитория должна была составить 26,6, месячная – 23,0, суточная – 11,2%. Наблюдаемые значения составили 26,9, 22,9 и 11,5% соответственно. Отклонение прогноза от действительности, как мы видим, не превышает 0,3%. На такую точность мы никак не рассчитывали, публикуя статью «Не исключено, что нас ждет пессимистический сценарий развития Интернета» год назад.

- Есть ли еще какие-то данные относительно того, куда «пропадают» те российские интернет-пользователи, за счет которых понижаются показатели «интернетизации» страны? Другими словами, раз нынешней зимой аудитория Рунета сократилась - на что променяли Сеть покинувшие ее пользователи?

- Я уже говорил, что летом прошлого года реального оттока пользователей, как мне кажется, не было. Что же касается зимы, то тут я вынужден извиниться перед нашим уважаемым интернет-сообществом. К сожалению, при подготовке ранее опубликованного на сайте Фонда «Общественное мнение» отчета «Зима 2007/08» техническим персоналом была допущена серьезная ошибка. Обнаружить ее помог Денис Фролов – менеджер по продвижению в сети Интернет компании «Симеон» из Ростова-на-Дону, - за что мы выражаем ему искреннюю признательность. Он заметил, что, по нашим данным, число пользователей интернета в Южном федеральном округе почти не изменилось в относительном выражении, но якобы резко сократилось в абсолютном.

Проведя расследование, мы обнаружили, что процедура взвешивания, приводящая структуру опрошенных в соответствие с региональными пропорциями, была выполнена неверно. В настоящее время отчет перерабатывается и будет опубликован в ближайшие дни. В реальности, как видно из первого рисунка, зимой пользователей было больше, чем осенью, а не наоборот. Размер взрослой (18 лет и старше) полугодовой аудитории интернета впервые превысил 30 млн. чел.

- Нынешняя ситуация с «интернетизацией» России вообще типична для мирового опыта? Наблюдались ли подобные «колебания» в других странах, и к чему они привели?

- У нас есть данные только по семи странам, любезно предоставляемые нам ежегодно компанией Nielsen//NetRatings. Мы видим, что наш рост достаточно стабилен. Например, во Франции наблюдалось снижение размера полугодовой аудитории интернета зимой 2005/06 и 2006/07 годов по сравнению с зимой 2004/05 годом. И вообще, на общем фоне мы, хотя и ниже других, кроме (вот уже второй год подряд) Бразилии, но растем весьма стабильно.

Число пользователей полугодовой аудитории Интернета в странах, % от населения

 - Какие факторы в настоящее время тормозят рост интернет-аудитории в России - помимо уже упомянутых в исследовании «помегабайтных» тарифов? Готовы ли, по-вашему, государство и участники соответствующих рынков принять необходимые меры для ликвидации этих факторов?

- На мой взгляд, главных препятствий два. Во-первых, определенные группы населения мало мотивированы к тому, чтобы начать пользоваться интернетом. Например, зачем он серьезным пожилым людям? Другое дело, если бы можно было в Сети узнать расписание тех или иных служб, записаться на прием к врачу районной поликлиники, заплатить за квартиру или хотя бы распечатать бланк квитанции с безумным числом цифр, которые сейчас приходится выписывать, стоя в узком коридоре у стеночки и постоянно встряхивая шариковую ручку.

Во-вторых, для многих регионов интернет слишком дорог. Понятно, что Всемирная паутина туда еще не дотянулась, и что это требует больших затрат. И все же, думается, если бы удалось преодолеть монополизм в этой сфере, тарифы снижались бы более быстрыми темпами.

- В последнем исследовании ФОМ, касающемся Интернета, мое внимание привлек процент пользователей Интернета в Дальневосточном округе, использующих для доступа сотовую связь - 21%. Чем обусловлена такая большая цифра, сильно превышающая аналогичные показатели во всех остальных регионах?

- Ответ на этот вопрос тоже печален. Потому что отчет был неправильным. Реальное число – 11%.

- А с чем связано уменьшение доли пользователей Интернета в Северо-Западном регионе сразу на 4% за год - с позапрошлой зимы (35%) по прошлую (31%)?

- Отчасти это тоже связано с ошибкой: правильная доля составляет 32%, а не 31%. Что же касается 35%, то это представляется случайным выбросом. Действительно, с лета 2006 года мы имели по сезонам 31, 32, 35, 33, 30,31 и 32% соответственно.

- Участниками исследования ФОМ являются люди в возрасте 18 лет и старше. Однако, по крайней мере, в Москве и Санкт-Петербурге в сетях вроде «В Контакте» или «Одноклассники.ru» «сидит» довольно большое количество детей. Плюс дети из всех российских школ, подключенных к интернету. Могли бы они существенно повлиять на данные ваших исследований и почему они не берутся в расчет?

- К сожалению, исследования проводятся исключительно на средства Фонда «Общественное мнение». Мы добавляем в анкету опроса, заказанного другими, свои вопросы об Интернете. Большинство же наших заказчиков интересуются только мнениями тех, кто уже имеет право голосовать. В то же время мы считали бы безусловно целесообразным снизить пороговый возраст исследований интернета хотя бы до 16 лет.

- Ваш предыдущий прогноз относительно развития интернета в России был достаточно точен. Хотя бы в общих чертах, как вы считаете, чего стоит ожидать от данных весеннего исследования?

- Если сегодняшние проблемы роста аудиторий не будут преодолены, то мы достигнем 30%-го порога лишь к январю 2009 года. А выше 32% мы не поднимемся никогда.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100