Дмитрий Малин: «Ожидание халявы сдерживает развитие рынка»

Опубликовано: 22.11.2007, 18:07 Автор: Родин Дмитрий
Дмитрий Малин: «Ожидание халявы сдерживает развитие рынка»

Своими мыслями о нынешнем состоянии и будущем отечественного рынка онлайн-рекрутмента в интервью TelNews делится Дмитрий Малин, первый заместитель генерального директора ИД «Работа для Вас», в состав которого, среди прочих, входят газета «Работа для Вас» и сайт Работа.Ru, идеологом новой версии которого и является наш сегодняшний собеседник.

- Ваша оценка роста объемов российского рынка онлайн-рекрутмента в ближайшие годы, а также соотношения оффлайнового и онлайнового рекрутмента.

- Для рынка интернет-рекрутмента: $15-20 млн. в 2007 году, причем 100% текущий ежегодный рост будет сокращаться и каждый год снижаться на 10-20%. Соответственно, я прогнозирую объем рынка в $60-80 млн.через 3 года. Что касается оффлайного рекрутинга (classified-издания по трудоустройству), то я бы оценил московский рынок в $80-100 млн. (региональный - 30-50% от московского), ежегодный рост составляет 20-25% с ежегодным падением на 2-3%. Темпы роста регионального рынка составляют до 40-50% в год.

- Ожидается ли приход на российский рынок онлайн-рекрутмента крупных иностранных игроков, и в каком качестве? Кто это мог бы быть? Оцените, пожалуйста, перспективы Monster.com в России.

- На российском (точнее, пока московском) рынке работает Gojobs.ru (польская компания Pracuj), но какой-либо их активности в продвижении или в различных инноваций я не увидел. Все стандартно: платное размещение вакансий, бесплатное размещение резюме, перечень компаний - это скучно. Отмечу, что за последние 3 месяца открылись 4 сайта с такой же бизнес-моделью, да и схожие по дизайну. Так называемый «вход» Monster.com на рынок произвел на меня удручающее впечатление. Всего несколько выставок, краткосрочная реклама на ведущих интернет-площадках, шапкозакидательские статьи в ведущих СМИ, «звучный» домен, полная неразбериха на сайте - результаты поиска выдаются за 10 минут - все это говорит либо о необходимости второго, более продуманного входа на рынок, либо о расставании с иллюзиями о его захвате.

- Планирует ли Работа.Ru приобретение каких-либо иностранных или российских проектов, либо сотрудничество с ними?

- Да, в настоящий момент мы ведем переговоры с рядом профильных и региональных игроков, обсуждаются вопросы как покупки, так и партнерств.

- Какими «национальными» особенностями обладает российский рынок онлайн-рекрутмента? Назрела ли необходимость в подобного рода проектах в регионах?

- По-прежнему, большая часть как соискателей, так и работодателей от Интернета ждет «халявы» - это существенно сдерживает развитие рынка онлайн-рекрутмента, ведь бесплатных западных сайтов практически не существует. Как следствие - иная структура доходов. У западного сайта до 95% доходов - это платное размещение вакансий, 2-3% - доступ к базе резюме. У нас пропорции кардинально другие.

Кроме того, в России более разнообразны услуги для клиентов. Простая модель западных сайтов «размещение вакансии за $500» позволяет не думать о других сервисах для повышения эффективности рекламодателей. В силу состояния рынка такие сервисы будут активно развиваться на наших рекрутинговых порталах. Также стоит отметить практическое отсутствие коммуникационных сервисов и социальных сетей на базе российских рекрутинговых сайтов (но эта ситуация быстро изменится) и отсутствие интеграции между ключевыми игроками рынка, в том числе онлайн и оффлайн. В Англии, например, три лидера издательского бизнеса вместе основали самый крупный рекрутинговый портал, а Yahoo! HotJobs активно сотрудничает с оффлайновой прессой.

- Как долго отечественные онлайновые рекрутинговые проекты будут оставаться столь же привлекательными для инвесторов, как сейчас?

- До тех пор, пока будет наблюдаться такой «галопирующий» рост рынка, будут и незанятые узкоспециализированные ниши и ниши в регионах. На мой взгляд, рынок стабилизируется через 3-5 лет.

- Каковы перспективы сотрудничества российских хедхантинговых порталов с «фрилансерскими» проектами и различными социальными медиа?

- Я представляю себя на месте руководителя «профессиональной» социальной сети и не понимаю, зачем мне нужны рекрутинговые сайты в качестве партнеров. Достаточно сделать функционал размещения вакансий, «вшить» его в интерфейсы, как это сделано, например, в «Моем Круге», доказать клиентам эффективность и продавать. Мне кажется, что социальные медиа, ориентированные на бизнес-аудиторию, вряд ли нуждаются в партнерах, а если говорить о социальных сетях без такой ориентации, то я нахожу подобное партнерство бессмысленным для рекрутинговых сайтов ввиду других потребностей аудитории. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на Одноклассники.ру.

- Будет ли со временем изменяться ситуация с источниками доходов отечественных проектов, посвященных онлайн-рекрутменту? На чем они будут зарабатывать в будущем?

- Безусловно, будет расширяться доля сервисов, причем, если сейчас 90% платных сервисов ориентированы на работодателя, то в будущем увеличится количество сервисов, ориентированных на соискателей.

- Насколько вообще россиянам (как работодателям, так и соискателям) привычно пользоваться в соответствующих целях именно онлайновыми, а не оффлайновыми средствами?

- Очевидно, что привычно, и это доказывает рост аудитории рекрутинговых порталов на 50-80% ежегодно, при стабилизации аудитории у оффлайновых продуктов. Тем не менее, у газет есть свой читатель - это человек зрелого возраста, консервативный, не «компьютерной» профессии, приезжий и т.п. Я прогнозирую увеличение этой аудитории именно за счет миграционных процессов.

- Оцените, пожалуйста, вероятность и последствия утечки персональных данных с одного из крупнейших российских хедхантиговых порталов.

- Вероятность утечки есть всегда, это зависит от надежности администраторов серверов, а также уровня защиты от хакерских атак, но защититься на 100% невозможно. Сложно говорить о последствиях, когда ежедневно по почте поступают предложения о покупке баз абонентов МГТС, МТС, «Билайн», кто сколько заплатил налогов и на каком месте работы. В общем, в этом море информации резюме, часть из которых, между прочим, есть и в открытом доступе, никто и не заметит.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100