Электронная торговля в российском исполнении

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Родин Дмитрий
Электронная торговля в российском исполнении Первый день Всероссийского Форума с говорящим названием «e -5: e- banking, e- trading, e- insurance, e- commerce, e- funding» прошел в спокойном ключе. Были обозначены основные вопросы, тревожащие участников соответствующих рынков.
Программа первого из двух дней подразумевала проведение двух больших сессий, в рамках каждой из которых выступило несколько докладчиков: «Тенденции развития электронных финансовых услуг – сессия, скорее, более «теоретическая» - и «Практика применения онлайн-офисов».

Обсудив с представителями банковской сферы наиболее общие, но от этого не менее важные вопросы, касающиеся правовых аспектов онлайн-рынка, текущего состояния российского рынка платежных карт и перспектив развития электронных розничных услуг, участники форума перешли непосредственно к электронной торговле. Взявший слово Управляющий директор УК «Финам Менеджмент» Сергей Хестанов сразу же сообщил о том, что не имеет права рассказывать присутствующим о принадлежащей его компании платежной системе MoneyMail, и попросил не задавать вопросов на эту тему.

Кратко пробежавшись по истории электронной торговли в финансовой сфере, Сергей Хестанов остановился более подробно на нескольких моментах. Во-первых, он выделил две противоположных тенденции развития ПО для электронной торговли: увеличение возможностей, предоставляемых ПО (QUIK, TRANSAQ), ведущее к усложнению восприятия ПО пользователем, и, наоборот - максимальное упрощение ПО (WebTrade+), облегчающее работу, например, для пользователей старшего поколения. Представитель «Финама» сообщил, что его компания попыталась слить эти две тенденции воедино, купив ядро QUIK со всеми необходимыми сертификатами ФАПСИ и самостоятельно разработав простой и понятный интерфейс. Сергей Хестанов предположил, что контролирующие органы могли бы предоставлять банкам ПО собственной разработки (на рекомендательной основе), на которое последние могли бы ставить собственный интерфейс, что избавило бы их от многочисленных проверок и значительно упростило процесс работы.

По мнению управляющего директора «Финам Менеджмент», электронная торговля в финансовой сфере вряд ли когда-либо будет применяться в 2 случаях: с особо крупными сделками и при сделках с малоликвидными активами. Средний возраст участника такой торговли в России сейчас составляет 42,5 года, и, что неудивительно, в нашей стране ею сейчас занимаются, в основном, мужчины (на сегодняшний момент самому старшему 94 года, предыдущий рекордсмен скончался в возрасте 115 лет). При этом молодежь, оперирующая несколько меньшими суммами, традиционно торгует более активно.

Говоря о перспективах развития интернет-трейдинга, Сергей Хестанов отметил, что этот вопрос пока упирается в довольно низкий уровень компьютерной грамотности в стране, который, впрочем, несомненно, будет повышаться. Проблемы связанные, с введением электронной цифровой подписи, на его взгляд, при желании вполне решаемы. Крупные игроки этого рынка с течением времени будут «съедать» более мелких, что должно пойти этой отрасли только на пользу.

Исполнительный директор НАУЭТ Антон Никольский рассказал участникам Форума о том, что именно следует понимать под расплывчатым термином «e-commerce». Прежде всего, это «чисто онлайновая» торговля, осуществляемая через вебсайты. Ее оборот в России в 2006 году составил $2,5 млрд., в то время как в США эта цифра превышает $100 млрд., а в Китае - $90 млрд. Докладчик заметил, что крупные розничные сети вроде «Эльдорадо», «М-Видео» и «Евросети» начинают наращивать обороты в этом секторе, и указал на то, что средний оборот крупных онлайн-магазинов в нашей стране может достигать сотен миллионов долларов. Помимо традиционно популярных в онлайн-торговле книг, бытовой техники и компьютеров, в последнее время все больше продаются новые виды товаров, например автозапчасти и цифровой контент, реализацию которого существенно осложнит вступающая в действие с начала следующего года IV часть Гражданского кодекса.

В качестве второй составляющей электронной коммерции Антон Никольский выделил предоставление платных, в том числе финансовых услуг населению с помощью вебсайтов, среди которых особенно выделяются страхование (о котором речь еще пойдет ниже) и бронирование услуг (заказ туристических услуг, бронирование авиа- и железнодорожных билетов). По оценке Исполнительного директора НАУЭТ, в связи с грядущими нововведениями, оборот российского рынка электронных авиабилетов в 2008 году составит $7-9 млрд. Отметив в качестве третьего элемента e-commerce использование электронных платежных систем для оплаты населением коммунальных услуг, Антон Никольский сообщил, что уже сейчас есть планы по введению аналогичной системы для оплаты штрафов автовладельцами.

Докладчик отметил, что общий оборот 5 крупнейших отечественных ЭПС на данный момент составляет $8 млрд., но со временем он будет увеличиваться и сопровождаться стопроцентным ежегодным приростом данных видов услуг. Помешать этому процессу могут две проблемы - позиция регулятора и конкурентная борьба. Никольский напомнил собравшимся о том, что Россия до сих пор не присоединилась к разработанному ООН типовому соглашению по электронной торговле, а отечественное законодательство, затрагивающее отношения в это сфере, распылено по разным отраслям. Кроме того, из-за страха быть обманутыми россияне в большинстве своем все еще опасаются использовать банковские карты при оплате покупок в Интернете.

Эмоциональным и живым получилось выступление руководителя интернет-магазина «Страховой группы УралСиб» Юрия Кваши, при помощи слайдов раскрывшего максимум статистической и иной информации о своей компании, которую чаще всего принято не разглашать. Рассказывая о технологии работы страхового интернет-магазина на примере собственного предприятия, он отметил, что здесь значительных успехов можно добиться обладая узнаваемым брендом, предоставляя гибкую линейку тарифов и достойные условия страхования, а также ориентируясь на каждого конкретного клиента. Докладчик порадовался тому, что «за последние 2 года клиент поумнел», стремится не только сэкономить, но и выбрать наиболее достойные условия страхования.

«Клиент должен сопровождаться на протяжении всего срока страхования», - отметил Юрий Кваша и сообщил о том, на чем должны основываться преимущества страхового интернет-магазина: расположение всех сайтов корпорации на одной платформе (что существенно снижает затраты на IT-поддержку), работа с поисковыми системами, хорошая продуктовая линейка и квалифицированный персонал. Последний пункт - проблема, которую отметили почти все выступавшие. Кваша посетовал на то, что специалистов, имеющих профессиональные навыки как в страховании, так и в Интернете, не готовит ни один вуз, поэтому «УралСибу» приходится «выращивать» интернетчиков из имеющихся у него и вновь прибывающих страховщиков.

Рассказав об используемом сотрудниками интернет-магазина «Страховой группы УралСиб» GSM POS-терминале (при выезде к клиентам для оформления отношений и снятия денег с банковских карт), его руководитель выделил еще одну проблему развития страховых интернет-магазинов – сложность адаптации страховых продуктов к размещению их в Сети. Например, в случае с ОСАГО на сайт нужно перенести информацию о примерно 2 тыс. марках автомобилей и соответствующих им условиях страхования. Тем не менее, основным препятствием на пути этого бизнеса, по мнению Юрия Кваши, остается непроработанное законодательство. Отвечая на каверзный вопрос из зала о том, на что хватает озвученного докладчиком годового бюджета его компании на онлайн-рекламу ($15 тыс.), он ответил, что пока все эти средстве полностью уходят на «Яндекс.Директ».

О торговле на фондовых рынках через Интернет участникам Форума рассказывал вице-президент «Ренессанс Онлайн» Дмитрий Брусенцев, начавший свое выступление со статистических данных: 232 брокера в России работают с 18 системами интернет-трейдинга – при том, что 170 из них предпочитают доступную с любого КПК или компьютера QUIK. Предположив, что, скорее всего, таких систем со временем будет становиться все меньше, он перешел к тенденциям развития отрасли, среди которых обозначил: создание процессов и технологий торговли иностранными ценными бумагами российскими резидентами (здесь проблема в том, что законодательного запрета на такую деятельность нет, как нет и ее надлежащего регулирования); развитие систем Брокер-Клиент для предоставления удаленного доступа к неторговым операциям и услугам в совокупности с широким применением ЭЦП (это приведет к снижению издержек у Брокера сделает работу клиентов более удобной); развитие услуг IT-поддержки (увеличение числа клиентов, которые не обладают достаточными технологий в области IT и инвестиций); повышение требований к надежности и безотказности интернет-трейдинга (минимизация рисков инвестиций).

Владимир Урбанский, начальник управления развития каналов самообслуживания «Альфа-Банка», чьи клиенты на днях в очередной раз были атакованы фишерами, долго повествовал о развитии мирового и российского онлайн-банкинга, то и дело подкрепляя свои слова примерами из собственной практики. По его данным интернет-банкингом в «Альфа-Банке» пользуются около 170 тыс. клиентов (для сравнения, в эстонском HansaBank эта услуга популярна у 550 тыс. клиентов). Пообещав, что со временем эта цифра подрастет, докладчик заявил, что несмотря запоздавшее на 20 лет по сравнению с Западом появление интернет-банкинга, российский рынок развивается более высокими темпами, последовательно проходя тот же путь намного быстрее.

Основными тенденциями рынка онлайн-банкинга, по мнению Владимира Урбанского, являются: уверенный рост популярности онлайн-услуг и стандартизация сервисов; рост прибыльности удаленного банковского обслуживания (достигаемый за счет фокусирования не на экономии на издержках, а на получении прибыли); интеграция и персонализация сервисов; ориентация на потребности клиента. Лейтмотивом всего выступления представителя «Альфа-Банка» стала необходимость интеграции всех каналов взаимодействия клиента с банком, основным из которых мог бы стать Интернет.

После выступления советника председателя правления банка «Финсервис» Георгия Шабада, рассказавшего о банках самообслуживания, были подведены промежуточные итоги Форума. Почти все докладчики в ходе своих выступлений затронули проблемы, связанные с законодательством, нехваткой квалифицированных специалистов и недостаточным уровнем компьютерной грамотности населения – остается надеяться, что подобные мероприятия будут способствовать их решению.

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100