Пингвины на уроках информатики

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Чаплюк Андрей
Пингвины на уроках информатики У всех на слуху громкий судебный процесс, связанный с использованием в школах пиратского программного обеспечения от Microsoft. Неудивительно, что некоторые учебные заведения готовы заранее перестраховаться от возможных исков. На днях стало известно, что несколько школ Санкт-Петербурга решили устроить эксперимент и к 1 августа перевести часть компьютеров на использование другой ОС – Linux. Также планируется установка пакета программ для этой операционки. Если первая стадии эксперимента пройдет успешно, Linux начнет повсеместно заменять Windows в учебных учреждениях.

Инициаторы перехода на open source рассчитывают таким способом убить двух зайцев одним выстрелом. Во-первых, они оградят себя от претензий со стороны Microsoft. Во-вторых, сэкономят деньги на приобретении дорогостоящего лицензионного программного обеспечения. Open source обладает целым рядом преимуществ, которые могут заинтересовать учебные заведения.

"Среди преимуществ хочу отметить:
- возможность установки на неограниченное число машин, то есть значительно экономит бюджетные расходы;
- возможность устанавливать ПО на домашних компьютерах учителей и учащихся. Это важно, поскольку ПО в школе по сути является учебным пособием. Не предоставив такой возможности, мы создаём конфликт между нормами права и морали и провоцируем граждан на нарушение закона; - большой выбор прикладных программ различного назначения;
- доступ к исходным текстам программ. Этот пункт важен при обучении на ИТ специальностях, прежде всего в ВУЗах. Обучение ИТ-специалиста без возможности изучать и модифицировать текст программ напоминает обучение автослесаря при запрете открывать капот автомобиля", - считает Алексей Смирнов, генеральный директор ALT Linux.

Однако не стоит воспринимать Linux как панацею, которая разом избавит школы от всех проблем. "В информации по питерским школам заявлено, что они решили установить Linux хотя бы на нескольких компьютерах. Хочу отметить, что "хотя бы на нескольких компьютерах" - это не решение. Т.к. на каждом компьютере должно что-то стоять. А что на остальных? Windows? А если там еще и Маки есть. Тогда в школе получается очередной "зоопарк", - уверен Андрей Степанов, директор по развитию образовательных проектов группы компаний Softline. - А кто-нибудь подумал о человеке (специалисте или преподавателе), которому надо этим "зоопарком" управлять, поддерживать? А еще все говорят: «Хорошо бы, чтобы была единая сеть, единое информационное пространство школы..». Мне кажется, проблем будет еще больше, чем есть сейчас.

Второй тезис, который проскальзывает в информационном сообщении, - экономия денежных средств. А так ли это? Думаю, что на первом этапе выигрыш только в чистой цене продукта. А кто-нибудь считал, во что будет обходиться школе стоимость владения компьютером на базе OS Linux? Ведь затраты на ПО – это не единственные затраты. Есть еще такие аспекты владения, как администрирование, поддержка приложений и пользователей. А кто из педагогов знаком с этой средой? Их всю жизнь учили Windows и его приложениям. Посмотрите на массовые учебные программы АПК ППРО, ФИО, Intel. Значит, еще будет необходимо дополнительное обучение. Т.е. с внедрением новой операционной среды придется потратить значительные ресурсы на переобучение педагогов и технических специалистов. Надо внедрять повсеместно новые (незнакомые) приложения, разрабатывать новые учебные ресурсы (которые ранее были заточены под Windows) и т.д".

Алексей Смирнов убежден, что Linux в школах вполне жизнеспособен. Однако переход на него вряд ли будет быстрым и безболезненным в силу ряда причин: "Опыт использования Linux в школах уже есть, в том числе и в России, где уже были и федеральные и региональные поставки Linux в школы. Мы, например, выпускаем специализированный дистрибутив ALT Linux Junior, который содержит комплект прикладных программ, полностью закрывающий потребности образовательного стандарта по информатике.

Недостатки относятся скорее не к самому свободному ПО, а к сложившемуся положению с обеспечением школ ПО. Например, в школах закуплены сотни прикладных программ, способных работать только под управлением Windows. Например, программа для приема ЕГЭ. При закупках госзаказчики почему-то не подумали о необходимости многоплатформенных программ, и создали ситуацию жесткой зависимости от монопольного производителя. Кроме того, система образования, в том числе система подготовки педагогических кадров, в большинстве случаев ориентирована не на фундаментальное образование, а на изучение продуктов конкретных поставщиков за государственный счёт. Мы со своей стороны прилагаем усилия к тому, чтобы ситуацию исправить, например, проводим ежегодно конференцию "Свободные программы в высшей школе", лектории для учителей и другие мероприятия".

"Если на такой переход будут выделены адекватные инвестиции, его осуществление возможно. Иначе этот процесс будет неуправляемым и не приведет к желаемым результатам - повышению качества образовательного процесса. Основной смысл в том, что бесплатное ПО - это не всегда дешевый вариант в целом. Нужны взвешенные системные решения, а не половинчатые меры", - добавляет Андрей Степанов.

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100