Западные онлайн-аукционы: королем там был eBay

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Aleksej_Borodkin
Западные онлайн-аукционы: королем там был eBay Несмотря на то, что в наших краях интернет-аукционы пока прижиться не могут, в степях цивилизационного Запада они просто патологически популярны – об онлайн-аукционах говорят, пишут, с ними с удовольствием связывают скандалы и судебные разбирательства.
Взять хотя бы историю с прославленным аукционом-гигантом eBay, приключившуюся в конце августа: тогда, как известно, в США изъяли огромную партию игрушек китайского производства с содержанием вредных веществ сверх всякой нормы. Казалось бы, при чем здесь интернет-аукционы вообще и eBay в частности? А вот при чем: часть отравленных игрушек угодила именно на достославный американский интернет-аукцион. Вокруг ситуации сразу поднялась шумиха; нашелся даже университетский профессор, который не поленился исследовать лоты eBay и отыскал там более 140 запрещенных ядовитых игрушек, выставленных на торги, несмотря на запрет руководства аукциона на продажу отозванных товаров.

Но интересно даже не это событие, а та буря обсуждений, что возникла вокруг eBay – она наглядно показала, что eBay занимает важное место в американском интернет-секторе. Случись у нас такое, скажем, на «Молотке.ру», народ только отмахнется: дескать, кому они нужны.

Не одним eBay мы живы, но его боготворим

Впрочем, на западном рынке в нише интернет-аукционов действует не только eBay. До недавнего времени там наблюдалось даже некоторое разнообразие в виде вполне себе жизнеспособных аукционов Yahoo! Auctions и Amazon.com Auctions. Иное дело – масштабы. По данным comScore начала текущего года, на рынке США аукцион Yahoo! занимал 0,2%, а Amazon – «солидные» 0,33%. eBay же отхватывал 94%.

По прошествии лета эта комичная ситуация только усугубилась: в июне Yahoo! Auctions с некоторым смущением объявила о закрытии своего североамериканского сайта, что наглядно продемонстрировало суть заключенного в прошлом году стратегического альянса между eBay и Yahoo!. К слову, последняя компания решила окончательно удариться в создание сайтов, посвященных электронной коммерции и малому бизнесу.

Помимо этой троицы игроков есть и «рыбка» помельче: к примеру, такие аукционы как Delcampe, Bidville, eBid, Overstock.com и кое-какие другие. Но они занимают столь малую долю по сравнению с eBay, что серьезно о них говорить не приходится.

Иное дело – сам eBay. Вот уж гигант так гигант: в прошлом году выручка этой компании, владеющей с недавних пор не только аукционом, но и не нуждающимися в представлении сервисами PayPal и Skype, составила около $6 млрд., из которых чистой прибыли набралось аж $1,1 млрд.; итоговая же капитализация компании на конец 2006 года составила $45,4 млрд.

В чем же секрет лидерства eBay? Все достаточно просто: во-первых, eBay стал первым интернет-аукционом за всю историю Сети, и, во-вторых, крайне грамотно управлялся, что и обусловило такие баснословные цифры охвата в США. К слову, eBay способен посоперничать не только с неудачливыми конкурентами в нише американских онлайн-аукционов, но и с более именитыми соперниками по всему миру. Так, по результатам исследования все той же сomScore, проведенного в апреле этого года, в Австрии, Германии и Великобритании eBay оказался третьим по популярности сайтом после вездесущих Google и Microsoft.

Как ни странно, в США, согласно этому же исследованию, eBay в тройку самых посещаемых сайтов не входит – там правят Yahoo! (разумеется, «безаукционный»), Time Warner Network и – не ждали? – Google.

Игры гигантов

С Google, к слову, связана весьма показательная история. В июне этого года руководство eBay во всеуслышание объявило о возобновлении прерванных было отношений с этой корпорацией. Весь сыр-бор заключался в следующем: в начале года eBay вдрызг рассорился с Google на денежной, как водится, почве. Дело в том, что Google в самый неподходящий момент представила всему миру новую платежную систему Google Checkout, на что eBay, владеющая аналогичной системой PayPal, не на шутку разобиделась и расторгла все контракты на рекламу (по сведениям Reuters, в ту пору eBay выкупал у Google десять миллионов ключевых слов в год).

Так вот, летом Google и eBay помирились, и хотя о возвращении прежних объемов рекламы никто уже не думает, сам факт сотрудничества между этими гигантами говорит сам за себя. eBay, вообще говоря, своей манерой поведения весьма похожа на Google: компания действует весьма осторожно, но выверенными шагами, которые в большинстве случаев оказываются верными.

Из последних новинок eBay стоит выделить, во-первых, конечно, систему eBay Express, запущенную в прошлом году и позволяющую заказывать на eBay покупки на манер обычных интернет-магазинов. Сейчас эта система работает в трех странах – Германии, США и Великобритании - причем в последней ассортимент eBay Express ограничен лишь новыми товарами, прошедшими строгий предварительный отбор.

Кроме того, в том же 2006-м eBay обзавелся собственной «Википедией» и системой блогов, которые завязаны, разумеется, на обсуждение товаров eBay. Самые же последние нововведения на аукционе связаны с расширением охвата целевой аудитории: eBay в конце августа начала продвигать в Европе новый сервис, позволяющий общаться с eBay посредством SMS-сообщений; так, пользователь может всегда поднять цену на желаемый лот, оставаясь на связи с аукционом даже в отрыве от Интернета. Кроме того, это принесет eBay прибыль непосредственно от самих SMS. eBay вообще весьма активно проникает в Европу. Например, в начале сентября компания заявила о планах повысить продажи в Германии с прошлогодних 4 млрд. евро до 24 млрд.

Конечно, без пятен на солнце и в случае с eBay не обходится: так, многие указывают на необычайно большое число мошенников, берущих деньги за лот, но не отдающих товар. С этим, кстати, было связано разбирательство американского федерального суда, в начале августа признавшего виновным гражданина США, который обманывал пользователей по такой схеме и заработал на этом $90 тыс. В итоге подсудимый получил 12 лет тюрьмы.

Вторая головная боль eBay связана с обилием запрещенных товаров. За примерами и здесь ходить далеко не надо: в начале сентября ФБР задержала мошенника, который заработал на продаже краденого $80 тыс. (продавал он, что характерно, клюшки из элитного гольф-клуба, которые собственноручно и украл). Та же проблема касается и антиквариата, который через eBay уходит если не со свистом, то слишком уж легко.

Впрочем, хороши и сами покупатели: так, западные аналитики отмечают частые случаи заполнения фальшивых заявлений о мнимом повреждении товара в процессе доставки, сопровождаемые требованиями о возмещении ущерба. Есть и вовсе безумные случаи вроде возвращения в eBay покупателями совершенно непонятного товара, имеющего мало общего с изначально доставленным.

Наконец, никуда не деваются традиционные для западного человека опасения, касающиеся прав на интеллектуальную собственность – на eBay частенько продают пиратскую продукцию.

eBay и будущее

В целом же, глядя на развитие eBay на пространствах Европы и Северной Америки, нельзя не согласиться, что компания – явный лидер с потрясающим потенциалом. Но если смотреть на eBay из России, становится как-то странно: у нас интернет-аукционы не развиты вообще (если не считать сервиса «Молоток.ру», спящего почти летаргическим сном), а eBay, пытающаяся пробраться на российский рынок, похоже, пока не знает, кому и что тут продавать.

Возможно, в этом виноват низкий уровень проникновения Интернета, хотя люди сейчас довольно охотно заказывают товары в Сети; возможно, влияет какой-то другой загадочный фактор вроде менталитета. Но факт остается фактом: западные игроки и рады бы обосноваться на российском рынке, только вот не получается. Пока?

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100