Крадущийся Джобс, затаившийся Гейтс

Опубликовано: 00.00.0000, 00:00 Автор: Aleksej_Borodkin
Тематика: applegoogleMicrosoftмузыкаонлайн-сервисы
Крадущийся Джобс, затаившийся Гейтс За битвой крупных компаний всегда занятно следить: в ход порой идут все возможные методы - от веских словесных уколов в адрес оппонента до полномасштабного бряцания оружием на уровне конечных продуктов. Особенно живописны баталии в IT-области, а уж если дело касается битв Google, Apple и Microsoft в 2006 году, то здесь хоть боевые гимны пиши – настолько все внушительно.
Лишнего масла в огонь в ушедшем году подлило образование негласного тандема Apple-Google. Началось все с достаточно примечательного эпизода – а именно с вхождения Эрика Шмидта, исполнительного директора Google, в состав совета директоров компании Apple. Это, в принципе, и предопределило ход дальнейших баталий: Microsoft ничего не осталось, кроме как сражаться в гордом одиночестве против этой могучей парочки.

Битва музыкальных титанов

Надо отметить, что изначальная диспозиция сил складывалась не в пользу Microsoft: так, в опубликованном журналом Business Week и Boston Consulting Group рейтинге 100 самых инновационных компаний первое место заняла компания Apple, за год внедрившая более 7 типов инноваций, за ней следует Google – второе место; Microsoft же занимает только пятое место в списке.

Тем не менее, сбрасывать со счетов корпорацию Билла Гейтса не стоит – очень уж это опытный, хитрый и коварный игрок, за прошедший год заставивший понервничать даже Apple, выступив на ее родном поле - в секторе медиаплееров. Надо сказать, что выпуск в 2001 году плеера iPod, фактически спас компанию Apple - если и не от краха, то от серьезного кризиса, в котором находилось детище Стива Джобса с самой середины 90-х после победы Microsoft и небезызвестной ОС Windows в гонке операционных систем.

iPod достаточно быстро очаровал пользователей, к 2007 году захватив уже более 70% рынка цифровых плееров. Цифры внушительные: по подсчетам аналитика компании Bernstein Research Тони Сакконаги, в четвертом квартале 2006 года компании удалось продать - ни много ни мало - 17,5 млн. устройств! Что еще более характерно, эта цифра выше показателей за соответствующий период 2005 года на 25%.

При этом Apple предлагает весьма широкую линейку устройств - от традиционных медиаплееров до миниатюрных вариантов Nano и Shuffle - и этим охватывает максимально большую часть аудитории. Другая находка компании Apple – сервис iTunes, посредством которого любой пользователь плеера может купить нужные ему альбомы/мелодии. Этот сервис также показал себя достаточно прибыльным - 2 млрд. песен, проданные при помощи этого сервиса за последние 2 года, говорят сами за себя.

Тем более показательно упорство Microsoft, которая давно уже поглядывала на сектор плееров как на очень лакомый кусочек - даже сам Билл Гейтс неоднократно говорил, что-де Apple с помощью iPod и iTunes ухватила львиную долю музыкального рынка в Интернете. Microsoft не была бы Microsoft'ом, если бы не попыталась захватить хоть часть этого рынка - и в сентябре 2006 года она вышла на честный рыночный бой с новым плеером Zune наперевес.

Конечно, выход этот получился далеко не таким пафосным, каким его видели маркетологи Microsoft: на создание нового плеера ни времени, ни сил уже не было, поэтому за основу был взят плеер Toshiba Gigabeat S (по виду и интерфейсу, впрочем, не шибко отличающийся от iPod), к которому были прикручены всяческие «копирайтные» надстройки (типа специального механизма, помечающего трек, переданный с одного Zune на другой, как «пробный» и отключающий его через некоторое время); по отзывам как экспертов, так и пользователей, плеер вышел не очень удачным - он тяжелее и габаритнее, чем iPod, да и ошибок там море: от глючащего ПО, предназначенного для закачки музыки в плеер, до начинки самого плеера, наотрез отказывающейся воспроизводить некоторые официально поддерживаемые форматы (вплоть до отказа проигрывать файлов формата WMA-Lossless); список неудачных решений можно продолжать достаточно долго: здесь и нефункциональный WiFi, и проблемы с поддержкой неамериканских версий Windows, и многое другое, но важно здесь то, что Microsoft, в итоге, не сумела толком вписаться в сектор медиаплееров - Zune вышел слишком тяжеловесным.

Конечно, Microsoft попыталась вывести и свой онлайн-сервис по продаже песен – Zune Marketplace, но и он также вышел весьма неоднозначным – в основном, из-за неудобного интерфейса и, опять-таки, проблем с совместимостью продаваемых песен. Единственное, в чем не откажешь компании «Microsoft» – так это в том, с каким бесстрашием корпорация принялась штурмовать незнакомый ей сектор рынка; возможно, в будущем это принесет свои плоды. Пока же здесь властвует компания Apple, выпустившая, вдобавок ко всему, в начале этого года медиателефон iPhone и укрепившая тем самым свои позиции.

Билл Гейтс и окуляры

В это же самое время Microsoft воевала и с другим своим соперником - корпорацией Google, и в 2006 году противостояние корпораций приобрело невиданный размах. Связано это с тем, что Google, столкнувшаяся с определенными трудностями в развитии своего поискового сервиса, решила расти не вглубь, но вширь - и взялась за разработку разнообразных офисных онлайн-приложений.

Параллельно и Microsoft начала отвлекаться от традиционных программных решений и все чаще поглядывать в онлайн; так, Рей Оззи, официальный будущий преемник Билла Гейтса, заявил как-то следующее: «Сегодня мы вступаем в новую эру, где главную скрипку играет Интернет». Как подчеркнул будущий директор Microsoft, в основе новой стратегии компании будет лежать сетевая ОС Windows Live со встроенным набором ключевых интернет-сервисов.

Два гиганта, пытающиеся уместиться на одном месте под солнцем, рано или поздно, но должны столкнуться; так и произошло – взаимоотношения-2006 между Microsoft и Google были весьма похожи на партию игры в таджикские шашки-нарды. Весьма интересная борьба начала разворачиваться еще в конце марта 2006 года, когда Microsoft с воинственным видом приобрела маленькую, но гордую компанию Vexcel (http://www.vexcel.com/), занимающую ведущие позиции в области сбора и обработки данных аэрокосмического зондирования Земли. Помимо всего прочего, Vexcel занимается разработкой соответствующих программных продуктов; нетрудно догадаться, что Microsoft этим шагом попыталась заткнуть за пояс Google с ее фотокартографическими сервисами – не секрет, что разработки Vexcel не имеют аналогов в мире по динамическому отображению карт мира.

Как бы то ни было, выпущенный сервис Virtual Earth пока ничем себя не проявил – и, возможно, дело тут в плате за пользование проектом - она намного выше, нежели у Google, и это сильно сказывается на популярности. Карты картами, но противостояние Google и Microsoft одним этим эпизодом, разумеется, не ограничилось.

Основные баталии развернулись в секторе офисных приложений, куда в 2006 году Google весьма успешно пробралась. Философия компании при этом была следующая: Google решила не втягивать себя в борьбу с общепризнанными гигантами софтостроения и пошла другим путем - разработала офисные приложения, доступные через онлайн. Одной из первых разработок компании стал сервис Google Docs & Spreadsheets, позволяющий редактировать тексты и электронные таблицы без установки специализированного программного обеспечения на персональный компьютер. В чем состоят плюсы и минусы такого подхода, думается, вполне понятно, важно другое: Google сумела нащупать доселе пустую нишу, интересную пользователям, и начать там обустраиваться на правах лидера.

Google, вообще говоря, весьма позитивно относятся к «чистым» веб-приложениям: так, в интервью журналу The Economist уже упоминавшийся выше Эрик Шмидт заявил, что открытые веб-стандарты заведомо выигрышнее привычных стандартов, выгодных для бизнеса, но не нужных для конечного пользователя, и привел как пример подрыв индустрии VoIP проектом Skype. Примерами из истории Шмидт не ограничился и сказал, что, по его мнению, веб-приложения, позволяющие работать над документами, в будущем начисто заменят «оффлайновые» офисные приложения. Слышать такое утверждение из уст главного менеджера Google практически значит слышать обещание «так и сделаем».

«Понятно, что веб-структура построения приложений небезупречна – веб-сервисы не отличаются надежностью и доступны лишь при соединении к Интернету – но первый шаг в нужном направлении сделан: начинает побеждать простота, доступность и управляемость», – подчеркивает Шмидт.

Microsoft на появление веб-сервисов отреагировала достаточно хмуро – она по рукам и ногам скована успешно продающимся офисным пакетом Microsoft Office – но все же анонсировала проект Windows Live, который, по большому счету, будет представлять собой те же сервисы по работе с документами, но подход здесь, все же, будет несколько другой. Так, Антуан Леблонд и Курт ДельБене, отвечающие за офисное направление компании Microsoft, в интервью Reuters как-то осторожно заметили, что новые веб-приложения будут скорее дополнять уже установленное ПО, но не заменять его; что символично, от укола в адрес Google Леблонд не удержался и заметил с ехидцей, что бесплатное ПО не вчера родилось и в большинстве случаев не умеет делать того, что нужно пользователю. Таким образом, Google и Microsoft олицетворяют два подхода – «закрытый» подход к построению и распространению ПО и «открытый». Сумеет ли Инь победить Янь – вопрос пока что открытый.

Битвы под ковром

К слову, об уколах. 2006 год вообще ознаменовался достаточно веселыми высказываниями Google и Apple в адрес Microsoft; более всех преуспел в этой области небезызвестный Стив Джобс, заявивший буквально следующее: «Наши коллеги тратят до $5 млрд. в год на исследования и разработки. Однако сегодня мы наблюдаем, как Microsoft всего лишь копирует разработки Google и Apple!» Кроме того, глава Apple от души прошелся по отмене файловой системы WinFS, задержке Microsoft Office 2007 и Windows Vista, не забыв помянуть добрым словом даже плеер Zune, похожий на iPod как две капли воды. Что примечательно, Google в это время слушает да ест – и в итоге взяла да и увела у Microsoft несколько ключевых специалистов.

Google и Apple, похоже, всерьез начинают собирать коалицию против Microsoft – так, на своем традиционном форуме компания Intel ни разу не упомянула о корпорации Билла Гейтса, рассыпаясь, в то же время, в комплиментах в адрес Apple и Google. Одним словом, Google в 2006 году вышла на тропу войны и пробралась в поисках новых клиентов даже в Россию, открыв представительства в Москве и Санкт-Петербурге и расширив поддержку русского языка в своих сервисах.

Для Microsoft настают не самые лучшие времена – попытки корпорации пробраться в сектор онлайновых сервисов и услуг пока терпят неудачи, будь то офисные веб-приложения или музыкальные сервисы. Символично, что Microsoft попросту не выпускают из оффлайнового программного сектора в онлайновый, не давая корпорации кислород для развития. Тем самым весьма анекдотично повторяется картина кризиса Apple, который был зажат в конце 90-х на своей платформе, благодаря инновационным ударам компании Microsoft. Сможет ли Стив Джобс при поддержке Google взять реванш? Все еще впереди.

Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100