Раскрутить блогосферу

Опубликовано: 15.01.2007, 16:33 Автор: Aleksej_Borodkin
Тематика: Comby.ruбитриксблогиблогосфера
Раскрутить блогосферу Блог! Не правда ли, емкое слово? Оно ухитрилось заменить собой громоздкое словосочетание "Личный дневник в Сети" более кратким и интернациональным термином - и неспроста: понятие "блог" уже вышло за пределы банального "дневник", и современные блоги уже предоставляют интересные возможности не только для личных записей, но и для бизнеса.
Нерусское слово blog появилось на свет еще в те дикие времена, когда сайтов было мало, а свободного места – много, в интернет-дневнике Robot Wisdom под управлением Джорна Бэргера. Как-то раз, 17 декабря 1997 года, Джорн в качестве альтернативы "интернет-дневнику" использовал краткое слово: weblog (от logging the web – "записывая события Сети"). Слово народу понравилось – и слово прижилось. Тем не менее, понятие "веблог" продержалось всего год с гаком: в апреле 1999 года создатель веблога  Peterme Питер Мерхольц развинтил слово "веблог" обратно и получил забавное выражение "we blog" – "мы делаем блог". Так blog стало глаголом и, заодно, главным определением любого интернет-дневника.

Блогорождение

Как это часто бывает, первый блог появился задолго до изобретения самого термина blog.

В 1994 году в Интернете рождается первый дневник под управлением Джастина Холла, что характерно, студента. Это событие особого внимания тогда не привлекло, но первый камень, определенно, был заложен.

Чуть позже рождается Scripting News, в отцах которого значится Дэйв Винер; SN, в отличие от холловского дневника, быстро находит поклонников из числа немногочисленной интернет-аудитории, и поэтому некоторые исследователи называют его едва ли не первым блогом в истории Сети. Некоторые вообще отдают пальму первенства Тиму Бернерсу-Ли, публиковавшему новости на своей странице чуть ли не с 1992 года. Далее, до августа 1999 года, блоги ничем особенным себя не проявляют и остаются уделом избранных специалистов; начиная с августа, ситуация кардинально меняется: компания Pyra Labs из Сан-Франциско создает портал  Blogger, который позволяет быстро, просто и бесплатно (sic!) сделать себе личный блог.

Блоги берут уверенный старт: в декабре того же 99-го года Расти Фостер создает блог-движок Scoop, который позволяет пользователям беспрепятственно оставлять свои заметки на чужих сайтах; до того все записи были вынуждены проходить через редакторов портала. Блоги начинают приобретать современные черты. В том же 1999 году стартует легендарный ЖЖ –  Livejournal.com, ныне насчитывающий около 10 миллионов пользователей.

Со временем реальная жизнь всё больше и больше проникает в блог-среду: в ноябре 2000 года, в разгар выборов президента США, открывается блог TalkingPointsMemo, пользователи которого обсуждают подсчеты голосов в штате Флорида. В 2003 году доходит до того, что кандидат в президенты Говард Дин создает свой собственный блог Dean Call To Action.

Бизнес тоже не дремлет, хотя и не отличает поначалу блог от стандартного вебсайта.

Со временем, помимо баннерной рекламы, в блоги проникает скрытая реклама: пользователь как бы невзначай упоминает по ходу ведения дневника разные товары и услуги, и выглядит это вполне невинно. В идеале.

На деле же получается не так интересно: к примеру, в 2006 году грохочет скандал с небезызвестным препаратом для похудания, который безыскусно продвигается в одном из блогов; бдительные пользователи тогда сумели вывести рекламщиков на чистую воду, подняв при этом порядочный шум. Или такой, более современный пример: не далее как 19 октября сего года компания Yahoo! распространила информацию, что чистая прибыль корпорации упала на 38% из-за снижения доходов от рекламы. Сами "яховцы" связали это падение с ростом привлекательности рекламного рынка блогов – и этот факт действительно заставляет призадуматься.


Блогоперспективы и блоговозможности

Чтобы далеко не ходить, о современных тенденциях в блог-среде мы решили поговорить с Алексеем Драмашко, специалистом по маркетингу блог-хостинга Comby.ru.

- Алексей, скажите, есть ли какие-то отличия у российских блог-сервисов от западных?

- Российские блог-сервисы предлагают достаточно скромные возможности для публикации мультимедийного контента, но это вопрос времени. Основное же отличие российских блогов от западных - в аудитории, более творческой, но пока менее активной (если не говорить о "культовом" ЖЖ). Большинство блоггеров в России старше, скажем, своих американских собратьев по перу, но эта ситуация в скором времени должна измениться. Молодая аудитория получит более доступные инструменты для ведения собственных дневников, к тому же блоги будут становиться все более популярными за счет молодых людей, которые узнают о них впервые.

 

- Каковы последние тенденции в развитии российских - да и западных – блогов?

- У западных блогов - мультимедийный контент, тенденция к упрощению для дневников на блог-хостингах и стремление к большей гибкости и функциональности для standalone (автономных – прим. авт.) блогов. У российских - популяризация самого понятия "блог" и рост количества блоггеров.

 

- Какие сейчас есть на рынке способы заработка на блогах?

- На западе - адсенс, реклама, партнерки - все как на обычном сайте. В России - вести блог для издания или компании за деньги или развивать комьюнити для какого-нибудь блог-сервиса. Простому блоггеру ни то, ни другое пока недоступно.

 

- Какие возможности для коммерции могут появиться в будущем?

- Надеюсь, что блог-хостинги начнут делиться с блоггерами прибылью от контекстной и баннерной рекламы. Что же касается standalone блогов, то, очевидно, ничто не сможет помешать им зарабатывать точно так же, как зарабатывали до этого обычные сайты, публикующие новости или статьи. Если блоги станут такими же популярными как на западе, очевидно, будет целая сфера бизнеса, нацеленная на продвижение товаров и услуг с помощью блогосферы.

 

- Какие есть возможности у блогов в формировании имиджа компании?

- Культуры корпоративных блогов в России пока нет. Сложно сказать. Единственное, чего сейчас можно добиться, открыв корпоративный блог, - это показать, что компания внимательно относится к своим клиентам. Главное - не запрещать комментарии, иначе блог можно не открывать. Потому что блог без комментариев - не блог, а лента новостей, и ни о какой открытости тут и речи быть не может; для инсайдерских блогов большинство российских компаний еще не готовы.

 

- Привлекательны ли, на Ваш взгляд, блоги для бизнеса?

- В России - пока нет. Но будут.

 

- Как Вы полагаете, есть ли у блогов сервисы-конкуренты?

- Нет.

 

- И в заключение: каковы перспективы у блогов?

- Перспективы хорошие. Это же контент, создаваемый пользователями. Что может быть лучше?

 

Уголок блогостатистики

В пользу того же говорит и статистика: так, по исследованию англоязычного блог-поисковика Technorati.com, на сентябрь 2006 в мире насчитывалось более 54 миллионов блогов, причем это количество ежегодно увеличивается в два раза.

Первый российский блог, как ни удивительно, появился все в том же 1999 году, не сильно отстав от западных аналогов. Сейчас уже трудно указать самый первый блог Рунета, но считается, что им стал блог Spectator.ru, открытый 27 января 1999-го. Вскоре после этого на просторы Рунета выползли и бесплатные, доступные для простых смертных аналоги - в частности, Liveinternet.ru и Diary.ru, появившиеся на свет в 2002 году.

По данным службы "Яндекс: поиск по блогам", в русскоязычной блогосфере сейчас насчитывается более чем 1 миллион 150 тысяч блогов, и из них активны, то есть не являются заброшенными, 46%. Кроме того, в среднем каждый час в Рунете появляется по сотне новых блогов. По статистике Яндекса, русскоязычные блоги ведутся в основном в 14 блог-сервисах, и из них выделяется "большая четверка" блогов (насчитывающих от 50 до 350 тысяч дневников): Livejournal.com, Liveinternet.ru, Diary.ru и относительный новичок – Blogs.mail.ru.

Занятен портрет среднего российского блоггера: это девушка 21 года от роду, москвичка, студентка. По количеству блоггеров безоговорочно лидируют Москва и Петербург: на обе столицы приходится 79% всех русскоязычных пользователей. Помимо этого, растет количество автономных блогов (не зависящих от блог-хостера): к сентябрю 2006 года оно достигло четырех с половиной тысяч.

Кроме того, налицо тенденция к переходу на отечественные блог-сервисы: так, год назад Livejournal.com содержал больше блоггеров, чем на всех российских хостингах вместе взятых, а теперь он держит лишь 40%, хотя и сохраняет пальму первенства по числу ежедневных записей (44,78% против 19,98% службы Liveinternet.ru).

Одним словом – поле для бизнеса хорошее. Работай – не хочу.

 

Блогбизнес

Подробно о блогбизнесе мы пообщались с Сергеем Рыжиковым – директором небезызвестной компании «Битрикс», не столь давно начавшей вести свой блог:

- Как известно, Вы недавно начали вести свой блог, посвященный  "Битриксу". Как Вы оцениваете, насколько важны и эффективны блоги как инструмент для создания имиджа компании?

- Да, действительно, недавно я начал вести блог. В этом блоге я рассказываю о некоторых моментах работы и жизни компании, которые не находят место в официальных анонсах. Последнее время особый акцент получила тема оптимизации производительности продукта, которой компания занимается последние несколько месяцев. Хочется также опубликовать чуть больше информации о планах, технологиях. И хоть я считаю себя еще молодым блоггером,  даже текущий результат мне нравится. Я думаю, что появление блога позволяет показать «Битрикс» в естественном формате, без ненужного антуража. Неофициальный формат изложения в блоге помогает развеять мифы, которые никогда не были нам свойственны и которые "прилипают" к компании в результате высокой динамики развития и роста популярности. Я уверен, что блоги значительно помогут нам в формировании имиджа компании.

 

-  Что такое блог с точки зрения бизнесмена?

- Блог - это инструмент. Им можно пользоваться так же как сайтом, машиной, банковскими счетами.

 

- Как изменится роль блогов в будущем?

- Я думаю, что это будет такой же сложившийся и занявший место инструмент, как и обычный сайт. Раньше не знали, что делать с сайтом, потом с форумом, сейчас с блогами... Научатся, появятся специалисты по блогам, вакансии, и все пойдет своим чередом.

 

- Принес ли Ваш блог уже какие-то плоды?

- Да, принес. Мы более чем широко смогли озвучить для партнеров и клиентов (потенциальных клиентов) решение вопросов производительности в нашем продукте. Мы уже обсуждали эту тему в закрытом форуме, но публикация в блоге позволила всем желающим ссылаться на материалы в публичных обсуждениях.

 

- Какие коммерческие возможности могут появиться в будущем?

- На мой взгляд, есть три способа общения у компаний с аудиторией. Это форум для общения всех со всеми, в том числе закрытые форумы; техподдержка - это решение проблем человека один на один с компанией, без публикации; а вот блог - это журнал от первого лица, когда я как автор публикую информацию, не требуя обсуждения, а, по сути, высказывая мнение по интересным мне или нужным мне темам.

 

Блогбудущее

Итак, блоги свои позиции не только не собираются сдавать, но и отвоевывают новые. По статистике, число блогов растет по закону экспоненты, то есть в будущем их будет не просто много, а очень много. С другой стороны, растет и число предоставляемых возможностей, со временем грозя превратить блоги в этаких мультимедийных монстров. Привлекательны ли они для бизнеса сейчас? Скорее всего, да. Будут ли они привлекательны? Будут – и это точно.


Добавьте комментарий
Для размещения комментария необходима регистрация или авторизация:
 пользователь:   
 запись OpenID: 


Заработай деньги
на своём сайте!
Новый сервис монетизации СМИ и блогов.
Приглашаем сайты к бета-тестированию →
Новости СМИ2

ТЕМА НЕДЕЛИ


Rambler's Top100